Истребитель F-35 отучат падать на землю
Новый директор управления оценочных испытаний Министерства обороны США Роберт Белер в своём недавнем докладе перед Конгрессом и руководством Пентагона сообщил, что лишь около 50% выпущенных малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 более-менее пригодны к эксплуатации. Два года назад военные обнаружили в самолёте 276 уязвимостей, которые относятся к работе операционной системы версии 3F, а более половины из них остались и в обновлённой версии программного обеспечения 3FR6.
В дополнение к трём сотням уже известных ошибок, найденным в истребителе-бомбардировщике, Пентагон продолжает находить новые — в среднем по 20 недостатков в месяц. Также самолёт не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения из-за невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооружённости, высокой ЭПР, а также низкой живучести и манёвренности.
Есть проблемы и с боевым применением F-35 — невозможность использовать встроенную авиапушку без существенной модификации самолёта, ограниченные возможности при поражении наземных движущихся целей, неэффективная система ночного видения, неудовлетворительные характеристики сенсоров авионики и многое другое. Но недавно к техническим проблемам истребителя добавились и так называемые «физиологические эпизоды» с пилотами — то есть резкое ухудшение их здоровья в ходе испытательных полётов на F-35.
Американцы зарегистрировали уже 29 подобных инцидентов. Пять из десяти «физиологических эпизодов» в нынешнем году произошло между 2 мая и 8 июня на базе ВВС США «Люк» в штате Аризона. В результате полёты истребителя F-35 на авиабазе были приостановлены, а после их возобновления было зарегистрировано ещё три «физиологических эпизода». Авторитетный военный врач Джей Флоттманн считает, что головокружение, покалывание пальцев и нарушение зрения возникает из-за взаимодействия систем истребителя, условий полёта и снаряжения экипажа.
Бывает, что пилоты даже теряют сознание за штурвалом истребителя — как правило, вследствие нарушения кровотока и снабжения мозга кислородом при сильных перегрузках. По данным ВВС США, каждый год происходит в среднем два-три подобных, которые обычно заканчиваются благополучно. Впрочем, есть и другие примеры, поэтому на истребители устанавливают систему автоматического уклонения от столкновения с землёй (Auto-GCAS).
В ходе полёта Auto-GCAS отслеживает высоту и направление движения, а также обрабатывает данные с бортовых систем самолёта. Если она определяет, что траектория неминуемо пересекается с поверхностью земли, а пилот не реагирует на оповещения о столкновении и не предпринимает никаких действий, то система автоматически перехватывает управление и направляет самолёт вверх с максимальной перегрузкой до 5g.
После того, как истребитель уйдёт на безопасную высоту, система выравнивает траекторию и отключается. Разработку системы Auto-GCAS для истребителей F-35 Пентагон планировал завершить к 2024 году, так как приоритетной задачей военные считали доводку программного обеспечения и систем связи. Теперь, из-за «физиологических эпизодов» у лётчиков, разработку и внедрение системы поручено ускорить.