Истории российских агентств: путь воронежского Red Collar на мировой рынок

Рассказал сооснователь и креативный директор Денис Ломов.

Как всё начиналось

На последних курсах факультета компьютерных наук Воронежского государственного университета я работал в enterprise-студии штатным программистом. Условия: восемь часов от звонка до звонка, строго дозированный перерыв, слежка за перемещениями сотрудников, однообразные задачи без перспективы роста и рабочий телефон Nokia, который пиликает днём и ночью.

Поэтому после окончания университета я сделал два важных дела: ушёл с ненавистной работы и создал компанию, где работать в кайф. В 2009 году мы с однокурсником основали digital-агентство Red Collar — тогда оно называлось веб-студия Dentry.

На рынок решили выйти со своим продуктом — программой для медицинских компаний. Быстро поняли, что дело тухлое, и перешли на разработку сайтов. Пару лет делали их для друзей, знакомых и местных компаний за 10–15 тысяч рублей. Но так, конечно, не выжить.

Начали думать, как вырваться из этих бюджетов и выйти на крупных клиентов. Стали чаще смотреть на Запад, вдохновляться проектами международного уровня, старались понять подходы и решения. В 2011 году отважились сделать нечто похожее на своём сайте: провели ребрендинг, стали Red Collar и сразу взяли бронзу в «Рейтинге Рунета» за сайт агентства.

В то время шёл сериал со звучным названием «White Collar», и одновременно на Западе мелькало агентство Blue Collar. Мы подумали — почему бы не взять приятный слуху Collar и выбрать любимый многими студиями цвет Red? Red Collar — получилось отлично.

Благодаря ассоциациям можно от души развлекаться на мероприятиях и заявлять о себе. Например, побыть «Red Kola» на конференции РИФ, стать цифровым агентством «Красный воротник» на другом мероприятии, сделать себе фирменные очки на церемонии вручения премии «Рейтинг Рунета 2017» и ещё много всего. Все эти безумства отражают нашу любовь к креативу.

Red Kola

Первая команда

С момента основания и до 2014 года мы работали квартетом: два сооснователя, один из которых отвечал за маркетинг, другой — за продажи, дизайнер и разработчик. Первым офисом стала комнатушка в центре Воронежа площадью 15 м² и с четырьмя столами. Было камерно, невероятно сложно и интересно. Затем штат увеличился до восьми сотрудников. Сейчас у нас работают 22 человека.

Сложно было привлечь стоящих ребят в компанию без имени. Получался замкнутый круг — о тебе никто не знает и не хочет идти работать за небольшие деньги. Но денег на крутых специалистов нет, ведь некому делать крутые сайты и привлекать крупных клиентов.

Приходилось узнавать всё самим и учиться на ошибках. Почти все сотрудники выращены внутри компании — от позиции новичка до статуса ведущего специалиста. Продолжаем придерживаться такого подхода, потому что сложно найти специалиста нашего уровня и переучить под свои процессы готовых.

У нас один офис, мы были и остаёмся в своём городе. Нам важно показывать, что признанные на международном уровне проекты можно делать и в Воронеже.

Первые проекты и клиенты

Наш первый сайт, который создавался ещё под эгидой Dentry, был для компании «Теплоком-сервис Воронеж». Максимально простой блочный сайт, позволяющий простыми словами рассказать о компании. Забавно, что он разработан в 2009 году, а похож на большинство работ российских студий, созданных в 2017–2018 году.

Наш первый клиент, и у нас с ним не срослось, — это полиграфическая компания. Они хотели себе сайт за 15 тысяч рублей. Мы сделали один дизайн, потом второй, третий. Несколько месяцев пытались воплотить их желания, чтобы при этом это выглядело приятно. В итоге проект не вышел, не смогли заставить себя выпустить ерунду.

Сложности и первые победы

Самая большая сложность любой начинающей компании — взлететь. В начале мы думали, что начнём работать по Воронежу, покажем, что молодцы, постепенно выйдем в регион, на федеральный и затем на международный рынок. Но это так не работает.

Ещё одно региональное агентство в городе никому не нужно — здесь уже достаточно компаний, которые делают сайты по 10–100 тысяч рублей, все их знают, они держат рынок. Некоторое время мы поработали с городом, поняли, что это бесполезно, и начали подавать работы на федеральные конкурсы. Стали выигрывать и так вышли на всю страну. В 2012 году получили золото за клиентский проект Travel Works, ещё через год три победы — среди них сайт «Пуговицы».

Забавно, но признание в Воронеже мы получили, когда показали себя экспертами на международном уровне — тогда нам вручили самую важную награду на региональном форуме, у нас стали брать интервью, приглашать на ТВ, СМИ писали о нас.

Важным событием в истории агентства стало получение международной награды за клиентский проект от Awwwards весной 2017 года. Это был сайт для жилого комплекса «Трамвай желаний». Мы придумали совместить стандартную функциональность жилого комплекса с промосайтом, чтобы полнее представить историю места, создать верный имидж компании, вовлечь пользователей в легенду.

После реализации проекта мы лучше поняли, как совмещать задачи сайта, ожидания клиента, технологичный подход и эстетичный дизайн.

Изображение с сайта «Трамвай желаний»

Развитие агентства

Первые годы особого роста не было, мы просто прощупывали рынок: понимали, что у нас получается лучше, оттачивали процессы, продажи, коммуникации внутри и вовне. Работали маленькой командой, не увеличивали штат и ставили цель расти качеством, а не количеством.

Мы всегда хотели делать лучше, чем умеем сегодня. В клиентском смысле — создавать проекты, на которые все в отрасли будут ориентироваться. Например, мы создали сайт Viporte, и он взял золото в «Рейтинге Рунета» в категории «Мебель и интерьер». Многие клиенты приходили к нам и говорили: «У них лучший, хочу, как у них». В плане digital — предугадывать течения и создавать новое.

Мы могли бы сделать как многие студии: набрать побольше людей, пустить процессы на конвейер, закрывать часы за деньги и не париться. Может, это и было бы выгоднее, потому что мы постоянно вкладываем в развитие, рискуем и создаём то, чего не было: технические разработки, оптимизацию кода, подход к дизайну на примере 3D-моделей.

Сейчас к нам приходят клиенты, которым интересно сделать бомбу, получить лучший сайт или брендинг в своей отрасли. Они платят нам за то, чего мы сами ещё не умеем, хотят получить то, чего ещё никогда не было.

Свежий пример — чистый и яркий, с пластичными анимациями сайт для р2р-сервиса онлайн-кредитования Creddy. На Awwwards ему уже присвоили звание «Сайта дня» и «Developer Award» — награду за технологичность, скорость и надёжность.

Забавные случаи из жизни агентства

Всем нашим сотрудникам от 20 до 30 лет. При этом к нам на стажировку порой хотят люди за 50 лет, поработавшие в крупных компаниях и вдохновлённые нашим примером.

Был один забавный случай с клиентом. Приезжаем, презентуем, всё идёт хорошо. После презентации директор компании-заказчика — умудрённый годами представительный мужчина — спрашивает у нашего исполнительного директора: «Вот смотрю я на вас и думаю —, а кто-нибудь из взрослых у вас есть?» Я ответил, что работаю креативным директором, и нам всем по 30 лет, на что заказчик отвечает: «Понятно… Взрослых дома нет».

Потом они дружно посмеялись и продолжили говорить о делах, но факт остался фактом — в памяти клиента мы остались профессиональной командой и группой детсада в одном лице.

Проекты гордости и стыда

Из недавних проектов гордимся теми, что взяли сложные международные награды. Например, Inculerate — промосайт для инвесторов из Кремниевой долины, которые находят стоящие стартапы по всему миру и помогают им взлететь. Проект взял «Сайты дня» на CSSDA и Awwwards и получил первый в России «Мобильный сайт недели» от Awwwards с Google.

Другой пример — Oollee — сайт для первого в мире провайдера чистой питьевой воды с 3D-акваменом. Сайт взял награды на международных конкурсах и получил «Developer Award» за лучший код сайта: оптимизацию, скорость работы, совместимость с браузерами и устройствами.

Моменты стыда бывают, если клиент после сдачи сайта сам начинает его менять. Тогда мы грустим и не ставим в кейсе ссылку на проект, ведь он уже не до конца наш.

Бывало и так, что мы прекращали сотрудничество с клиентом. Это происходило, когда заказчик постоянно грубил, неадекватно выражался, по-хамски и пренебрежительно относился к людям и их работе. Когда это происходило раз за разом, и клиент не реагировал на просьбу вести себя уважительно — расставались.

Планы

Уже полгода активно занимаемся брендингом, например, разработали айдентику для ВГУ и вскоре полноценно разовьём это направление. Есть желание поработать с рядом зарубежных брендов, например, Adidas и Beoplay, которые близки нам по духу, вкладываются в маркетинг и делают крутые вещи.

Будем и дальше продолжать бесплатные офлайн-лекции о дизайне, разработке и менеджменте. В 2017 году мы провели две серии в Воронеже: Dgtl.Intro и Dgtl.Vol2, осенью 2018 года сделаем третью, более масштабную.

Денис Ломов проводит лекцию

Перевозить офис в столицу не входит в наши планы — мы считаем, в этом нет смысла. Сейчас неважно, где работать, в digital никто не привязывается к местоположению, и региональные агентства мало чем отличаются от московских. Иногда попадаются странные клиенты, которым принципиально, чтобы наш офис был в Москве. Но таких мало, большинство понимает, что офис в столице — это не гарантия качества.

Сейчас у многих компаний в Москве находится только офис продаж, а продакшн располагается в регионах. На начальных этапах работы над проектом мы можем встретиться с клиентом лично, но остальная работа проходит удалённо. Точно можем сказать, что наш продакшн никогда не будет в Москве, а открывать офис продаж сейчас нет необходимости. Но если поймём, что нужно, то сделаем.

Иногда мы учимся на ошибках коллег по рынку. Но чаще они выступают хорошим примером. У некоторых можно поучиться, как набрать команду больше 60 человек и при этом сохранить камерную атмосферу и единый дух.

Самое сложное — это отстроить позиционирование компании и правильно транслировать его не только вовне, но и внутрь команды. Мы активно растём, приходит много новых сотрудников, и важно донести до всех, что мы делаем и как, чтобы каждый сотрудник мыслил ценностями компании.

Самое важное — это клиенты и команда. Поэтому сначала расходы идут на зарплаты сотрудников, на комфорт в офисе, затем на маркетинговые активности и участие в конкурсах.

Клиенты стали более грамотными, они приходят с базовым пониманием процессов разработки, лучше осознают экспертность агентства, доверяют решениям. Это упрощает общение и процесс разработки и приводит к созданию качественного продукта.

Рынок digital — это гонка вооружений. Кто не успевает за обновлениями, тот мёртв. Надо всё и всех опережать, быть в тренде.

Показатели бизнеса

  • Оборот за 2017 год увеличился в три раза по сравнению с предыдущим и составил 60 млн рублей.
  • 25 клиентов за 2017 год.
  • Средний чек на изготовление сайта — 2,5 млн рублей.
  • 22 сотрудника в штате на март 2018 года.

#маркетинг #историиагентств

©  vc.ru