История серии Star Wars: Battlefront — неужели графика превыше всего?
В ожидании премьеры седьмого эпизода ажиотаж вокруг «Звёздных войн» силён, как никогда. Киновселенная въелась в культуру так глубоко, что «Стартрек» нервно курит в сторонке. Пожелание «да пребудет с тобой Сила» можно услышать от людей, не смотревших ни одного эпизода, образы персонажей используются по делу и без, одесский Дарт Вейдер идёт в депутаты, а дети собирают тайфайтеры из тематических наборов LEGO. Из-за двух слов в заголовке мы загодя прощаем многое The Force Awakens и смотрим сквозь пальцы на недочёты Battlefront от DICE. О чём можно говорить, если здесь дают примерить форму имперского штурмовика и с боем пройтись по окопам повстанцев на планете Хот? Идеальный вариант для тех, кому не хватило ни звёзд, ни войн, но приелись пафосные разборки колдунов в толстовках или выяснение, кто чей сын. По случаю перезапуска экшен-сериала вспомним славные вехи его истории.
В чём Сила, брат?
Мы не случайно начали с культурного веса Star Wars. У этой грёзы о далёких мирах и подвигах много общего с философией Платона, и дело здесь не в нюансах Силы, а в учении греческого мыслителя об идеях. Кто не в курсе, вот вкратце его суть: горшки бывают разные — большие, маленькие, с ручками и без, новые и треснутые, кривые, некрасивые или, наоборот, совершенной формы и расписанные под хохлому. Но в слове «горшок» зашифровано представление об эталоне из палаты мер и весов, сама идея горшка, благодаря которой мы идентифицируем все горшки мира, где бы их ни встретили и как бы они ни выглядели.
Примерно так же сработала премьера «Скрытой угрозы» в 1999-м. Несмотря на детскость фильма и богомерзкого Джа-Джа Бинкса, часть целого, идею «Звёздных Войн» в картине разглядели все — от неофитов до спецов, знающих, сколько блох живёт на Чубакке.
За этой постановкой в 2002 году последовала «Атака клонов», куда более серьёзная. И так возродился интерес к захиревшей было теме, а доморощенные джедаи сдули пыль со световых мечей. Разработчикам грех было не использовать этот всплеск SW-дискурса: не считая игр по фильмам, вышли вполне самостоятельные боевики, стратегии, симуляторы и много такого, о чём журналисты теперь не напишут, и фанаты не вспомнят. Потому что делалось на потребу дня. Но среди потока названий одно снискало особую репутацию — шутер Battlefront от Pandemic Studios во многом следовал классике, но в то же время отсекал от неё лишнее.
Компанию основали в 1998-м выходцы из Activision, Джош Резник и Эндрю Голдман. До этого Резник на правах продюсера четыре года участвовал в работе над такими тайтлами, как MechWarrior и Battlezone. Поэтому, уйдя в свободное плавание, выпускники корпорации зла продолжили гнуть прежнюю линию: в 1999-м довели до релиза Battlezone 2, а через год — стратегию Dark Reign 2. Тему «Звёздных войн» девелоперы освоили не сразу, но, взявшись за неё, безошибочно угадали с вектором развития. Убрав личные коллизии персонажей и фокусы с Силой, сотрудники Pandemic сосредоточились на боевых действиях, а конкретно — на так называемой Войне Клонов. Осенью 2002 года студия выпустила Star Wars: The Clone Wars — шутер, посвящённый борьбе Республики с сепаратистами.
В ролях, знакомым по фильмам — Энакина Скайуокера, Мэйса Винду и Оби Вана Кеноби — геймеры приняли участие в битвах саги на знакомых планетах, от Джеонозиса до Рен Вара. Но главное здесь — не растянутая на 16 миссий история про погоню за ситхом, а минимум магии и возможность использовать бронетехнику, в том числе в мультиплеере. Если сюжетов в играх по мотивам вселенной хватало, то проработкой сражений практически никто не занимался. А зря, ведь Star Wars — это не только мелодрама о сторонах Силы и «I am your father», но также довольно эпичная история войн, бушевавших давным-давно в далёкой галактике. На что и обратили внимание авторы The Clone Wars после анализа геймерских отзывов. Так у них созрела мысль о Battlefront.
Начав в 2002 году работу над новым шутером, уже полностью заточенным под мультиплеер, «пандемики» метались между личными амбициями и возможностями игровых систем того времени. Движок собственной выделки Zero, блеснувший до того в «Войне Клонов», позволял с головой уйти в технологии, но победила практичность: в конце концов, проект готовили не только для PC, но ещё для Xbox и PlayStation 2. Зато в том, что касается фансервиса, разработчики оторвались на всю катушку.
Не довольствуясь материалами в открытом доступе и набором симфоний Джона Уильямса, они отправились за добавкой на «ранчо Скайуокера» в Калифорнии — то самое, куда тщетно пытались прорваться Шелдон и Леонард из «Теории Большого взрыва». К озвучиванию персонажей привлекли актёров из «Атаки клонов»: Темуэра Моррисон, он же Джанго Фетт, подарил голос клонам Республики, а Том Кейн выступил в роли наставника джедаев Йоды.
За основу геймплея взяли формулу Battlefield 1942: две команды при поддержке ботов и при помощи техники борются за контроль над ключевыми точками карты. Только вместо винтовок Энфилда и танков «Шерман» в ход идут бластеры и двулапые AT-ST. Тем не менее, Star Wars: Battlefront по-хорошему удивила основательностью. Во-первых, здесь представлены абсолютно все битвы киноэпопеи: от высадки клонов на Джеонозисе до операции повстанцев на Явине. Есть даже то, чего в кино и в помине не было — например, сражение за Мос Айсли на Татуине. Во-вторых, несмотря на минимум драматургии, игра 2004 года чтит каноны вселенной и не предлагает сразиться за Империю против Конфедерации Независимых Систем (это где дроиды и граф Дуку). Все четыре фракции — Империя, сепаратисты, Республика и повстанцы — здесь строго на своих местах.
Кроме выбора эпохи и поля битвы, Battlefront с шутером от DICE роднит ещё и возможность сыграть за бойцов разных классов, с особым оружием и возможностями у каждого. Наравне с техникой это служит основой для тактических приёмов, а, накопив достаточно очков, любая из команд получает пятый класс в дополнение к стандартным четырём и (трижды за матч) неуправляемого союзника со световым мечом. Конечно, сетевые зарубы не отменяют одиночного завоевания галактики в компании AI-болванчиков, но Pandemic всё-таки поставила акцент на коллективных сражениях. И не прогадала — такой финансовой отдачи, какую принесла Battlefront в 2004-м, у студии ещё не было.
«Do or do not, there is no try»
Вызвав бурление мидихлориан, коллектив принялся ковать железо, пока горячо. Тем более, впереди маячила премьера «Мести ситхов», заключительного фильма в трилогии-приквеле и, как оказалось, последней работы Джорджа Лукаса над эпопеей Star Wars — потом он лишь продюсировал полнометражный The Clone Wars. По признанию сотрудников Pandemic, самым ценным ресурсом в этот период было время, а Джош Резник отметил, как тяжело было выбивать из LucasArts подробности ещё не вышедшей картины. И, не думая делать игру по фильму, они всё же стремились приурочить одно к другому из чисто коммерческого расчёта. Поэтому о выходе Star Wars: Battlefront II авторы объявили уже 21 апреля 2005-го, до премьеры третьего эпизода, а релиз назначили на осень.
Но что можно успеть менее чем за год? Оказалось, многое. Оставив нетронутой основную механику, эпохи и фракции, команда Резника и Голдмана придумала кампанию о похождениях клона из 501-й дивизии «Кулак Вейдера» и его участии в десяти битвах — от стычки с сепаратистами на Маджето до бегства «Сокола» с Хота. Правда, история получилась короткой, и отнимает не более 10 часов, да и задачи ставятся тривиальные: прорваться, отбить, захватить, подавить. Зато в любом сражении, будь то мультиплеер или одиночная игра, дают выступить в роли джедая со всеми сопутствующими «плюшками»: нарезкой врагов световым мечом, парированием лазерных лучей и прыжками в духе мишек Гамми. А к локациям добавили схватки в открытом космосе — иначе как поучаствовать в бою на орбите Корусанта из начала «Мести ситхов»?
В Battlefront II стало больше всего — от карт, заданий и классов солдат до полигонов и текстур. Мультиплеер перестал работать в единственном режиме: кроме контрольных точек, появились захват флага, «охота» (где, на минуточку, можно управлять инсектоидами с Джеонозиса или таскенами с Татуина) и незамысловатое соревнование, кто настреляет больше врагов. Но главная интрига шутера — манёвры вокруг туш «звёздных разрушителей» с последующим десантом на вражеский крейсер, молнии из рук Палпатина и Мэйс Винду, крушащий джеонозианцев лучом добра. Правда, проект отличает эмоциональная сухость: что в кино выжимает слезу, здесь выглядит обыденностью, а весь драматизм теряется на фоне боевых действий.
Зато по части внимания к деталям и фансервиса «пандемикам» нет равных. Персонажи говорят знакомыми голосами, бластер звучит, как бластер, а тайфайтер всё так же ревёт в полёте слоном. Аутентичность декораций подчёркивают модели бронетехники, которые, если вспомнить фильмы-эпизоды, отличаются от планеты к планете и от битвы к битве. Жаль, убрали вид из кабины — в контексте развития сериала это смотрелось бы удачно.
Поскольку сиквел тоже сорвал кассу, тут бы Pandemic и развить успех, но почти сразу после релиза Battlefront II студия вступила в череду мытарств. В ноябре 2005-го было объявлено об объединении активов Pandemic и BioWare, которая тоже отличилась на поприще Star Wars — достаточно упомянуть блестящую RPG Knights of the Old Republic. А в 2008-м на оба коллектива положила глаз Electronic Arts.
С одной стороны, это хорошо, поскольку к концу двухтысячных, после продажи и ликвидации LucasArts, EA объединила под своим крылом едва ли не лучших разработчиков игр на тему «Звёздных войн». С другой стороны, новые владельцы Pandemic предъявляли завышенные требования, что постоянно затягивало работу над третьей Battlefront и в итоге повлекло за собой роспуск команды. Из 228 «пандемиков» к 2009 году в строю осталось только 35, и те для поддержки The Saboteur. Остальных разбросало по миру и занесло, в частности, в 343 Industries, где они продолжили ваять комические экшены.
Империя наносит ответный удар
Сериал недолго дремал в анабиозе: после анонса съёмок «Пробуждения силы» в 2012-м и утверждения Джеффри Абрамса на пост режиссёра в начале 2013 года зашевелилась и Electronic Arts. Было бы удивительно, если бы компания не использовала этой возможности. Более того, она получила эксклюзивные права на разработку игр по Star Wars, что исключило всякую конкуренцию. Да и кто бы стал тягаться с DICE, которой и поручили перезапустить сериал?
Студия получила в своё распоряжение такие ресурсы и материалы, о каких Pandemic могла лишь мечтать. При этом изобретать велосипед никто не стал, а использовали проверенную годами формулу геймплея и принцип «минимум драмы, максимум фансервиса». Вот почему бластер Хана Соло в новой Battlefront — всё тот же переделанный «маузер», вплоть до винтика, а каждая локация шутера воссоздана не только по архивам LucasFilm, но и по съёмочной натуре.
Без подобной аутентичности творчество DICE потеряло бы львиную долю привлекательности в глазах фанатов, не говоря о том, что снова всплыли бы на поверхность неудобные аналогии с Battlefield. Ведь сходство здесь не только в названии. Недаром генеральный менеджер студии Патрик Бах особо отметил, что Star Wars: Battlefront — куда больше, чем модификация к созвучному боевику.
Для поклонников эпопеи Джорджа Лукаса так и есть. Удивительное дело, продукт не стыдится клубного статуса и, несмотря на простую механику, рассчитан не на всех подряд. Как и две Battlefront от Pandemic, эта нацелена в первую очередь на людей, которым кружит голову возможность нестись на спидербайке между стволами секвой на Эндоре, порулить AT-AT или стреножить махину в вечной мерзлоте Хота. И таких немало, их миллионы — два поколения, выросшие под шесть эпизодов. Без «Звёздных войн» нельзя понять современную поп-культуру, а DICE сделала всё, чтобы, пойдя в кинотеатр на «Пробуждение силы» или пересматривая один из старых фильмов Лукаса, вы могли бы воскликнуть: «Да я же здесь был!».
Погружению способствует графическое исполнение, равных которому попросту нет. Иные кадры буквально фотореалистичны, а от плавности происходящего голова кругом. И пусть игра поражает красотой на всех платформах, именно на топовом PC вы получите максимальный экспириенс: в полной мере ощутите пробирающую до костей вьюгу Хота, испепеляющий жар Татуина и влагу лесов Эндора. Правда, железо понадобится соответвующее — гигов этак 8 «оперативки» и видеокарта уровня GeForce GTX 970. В данном случае отлично подойдёт версия от Palit — и «максималки» вытянет, и лишним шумом отвлекать не будет.
Автор текста: Александр Бурсов
Источник: 4pda.ru
© 4PDA