Исследование: ограниченное выделение текста улучшает понимание прочитанного
Если вы пролистаете цифровой учебник или книгу среднестатистического студента, вы, вероятно, увидите разноцветные полосы, разбросанные повсюду на страницах. Однако новое исследование показывает, что чрезмерное выделение текста может принести больше вреда, чем пользы. Исследование провели два компьютерных специалиста из Ватерлоо, пишет Phys.org.
Ученые решили проверить, способна ли технология, контролирующая количество слов, которые пользователь может выделить, повлиять на понимание прочитанного. В эксперименте приняли участие 127 человек. Им сказали прочитать короткий рассказ. Через 24 часа они прошли тест на понимание прочитанного, ответив на 20 вопросов с несколькими вариантами ответов в течение пяти минут.
Стоит отметить, что во время ознакомления с текстом участники были разделены на три группы. Одним не разрешалось выделять ничего в тексте, другим можно было подчеркнуть 150 слов для лучшего запоминания, третьим можно было выделять сколько угодно слов — у них ограничений не было.
В рамках исследования ученые разработали веб-ридер документов с использованием React JS в JavaScript. В нем был инструмент, выделяющий слова и уведомляющий, сколько именно слов подчеркнул читатель.
Примечательно, что группа с ограниченным выделением показала наивысший результат в тесте на понимание прочитанного, набрав на 11% больше баллов, чем группа с неограниченным выделением, и на 19% больше, чем группа без выделения. Также не было заметной разницы во времени чтения каждой группы. Это показывает, что ограничения выделения не препятствуют умственной деятельности пользователя и его работе с текстом.
Исследование доказало, что ограниченное выделение может улучшить понимание прочитанного. В последующем опросе большинство участников заявили, что подчеркивания побудили их сосредоточиться на самых важных частях истории. Их основные моменты были короче и сосредоточены на ключевых словах, таких как существительные.
Больше всего исследователей удивило то, что некоторые участники не хотели удалять выделенные фрагменты, хотя такая возможность у них была. Вместо этого они были более внимательны, применяя различные тактики, например, выделяли существительное в начале предложения и использовали его в качестве «закладки» для ссылки на него позже в документе.
В будущем ученые хотят провести аналогичный эксперимент, но с документами нехудожественной литературы, такими как научные статьи или новостные статьи. Кроме того, ученые планируют пересмотреть количество допустимых подчеркиваний и изучить, как это изменение повлияет на запоминание текстов.