Исследование: «Новые акценты цифровой трансформации: как весна 2020 повлияет на российский бизнес»
Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК) совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Microsoft в России провели исследование влияния событий весны 2020 года — пандемии COVID-19 и таких ее последствий, как массовая самоизоляция, изменение форматов взаимодействия и структуры потребления, на российский бизнес.
Аналитики узнали, как предприятия и компании адаптируются к новым условиям, как удаленный режим работы повлиял на эффективность, определили востребованные сервисы и технологии, выявили траектории пост-коронавирусного развития цифровой трансформации в России.
Сегодня мы находимся в самом начале кардинальных изменений, но уже сейчас можно проследить те тренды, которые уже в ближайшем будущем будут определяющими для развития цифровой трансформации. Организаторы исследования надеются, что его результаты, выявленные тренды и представленные рекомендации помогут представителям бизнеса и государства выстроить коллаборативную стратегию цифровой адаптации к новым условиям.
События весны 2020 года — пандемия COVID-19 и такие ее последствия, как массовая самоизоляция, изменение форматов взаимодействия и структуры потребления, изменили акценты в процессе цифровой трансформации экономики и общества.
Удаленная работа — один из ключевых аспектов таких изменений. Согласно результатам исследования, 54% российских предприятий и компаний, принявших участие в опросе, перешли на удаленный режим работы полностью или частично, в то время как до весны 2020 года в удаленном режиме работало менее 1% из них. Еще 8% предприятий и компаний не перешли на удаленную работу, но были вынуждены полностью изменить бизнес-процессы.
Представители российских предприятий и компаний ожидают, что влияние событий весны 2020 года имеют долгосрочный эффект для бизнеса: 81% респондентов уверены, что события весны 2020 года окажут влияние на бизнес-процессы и организацию деятельности предприятий и компаний в будущем.
47% респондентов считают, что дистанционный формат работы станет одним из общепринятых форматов занятости. При этом произойдут следующие изменения во внутренних бизнес-процессах и организации внешнего взаимодействия:
- перераспределение внешнего взаимодействия в пользу цифровых каналов: рост использования электронного документооборота с клиентами и контрагентами (по мнению 41% респондентов), частичный переход взаимодействия с клиентами в дистанционный формат (33% респондентов), распространение использования ЭЦП и биометрии для дистанционного подтверждения действий (26%);
- увеличение динамики прохождения бизнес-процессов и ускорение цифровизации: быстрое изменение продуктов и сервисов в соответствии с запросами клиентов (по мнению 25% респондентов), сокращение сроков принятия решений относительно внедрения новых технологий (22%), рост скорости решения каждодневных задач (14%);
- персонализация взаимоотношений с клиентами (по мнению 17% респондентов);
- рост сотрудничества: увеличение числа совместных проектов между компаниями (по мнению 10% респондентов).
Самые существенные изменения в их компаниях и предприятиях респонденты исследования ожидают в сфере внешних коммуникаций: 22% уверены, что в будущем часть внешних встреч в их компании будет проводится онлайн, 21% предполагают, что изменится формат мероприятий, а часть из них будет проводится в онлайне и в будущем. 17% респондентов считают, что часть сотрудников их предприятия/компании останутся на удаленном режиме работы, однако полный переход компании на удаленную работу видится, скорее, исключением: соответствующую перспективу считают реалистичной лишь 2% участников исследования.
Важнейшей составляющей адаптации бизнеса к новым условиям становятся цифровые инструменты и технологии. 23% участников исследования считают, что распространение информационных технологий и дальнейшая цифровизация различных аспектов человеческой жизнедеятельности являются главными аспектами тех изменений, которые мы наблюдаем сегодня.
В период массового перехода на дистанционный формат работы такие широко используемые инструменты, как электронная почта и системы электронного документооборота сохранили высокую востребованность среди российских предприятий и компаний, которые не приостановили свою деятельность в период пандемии[1]: проникновение электронной почты увеличилось на 2%, а общее число использующих ее организаций достигло 96%; 7% предприятий и компаний начали использовать системы электронного документооборота, в то время как до весны 2020 года их использовали 77% организаций, принявших участие в опросе.
Новые условия потребовали от бизнеса адаптации новых инструментов. Согласно результатам опроса, весной 2020 года 25% российских предприятий и компаний начали использовать инструменты для видеоконференций; 20% — начали использовать инструменты для онлайн-коммуникаций (мессенджеры, корпоративные чаты); 15% — внедрили инструменты для удаленного мониторинга оборудования.
В будущем респонденты исследования ожидают высокую востребованность таких технологий, как системы автоматизации бизнес-процессов (29%), облачные технологии (25%), голосовые технологии (16%). Среди цифровых инструментов отмечаются электронная почта (53%), инструменты для онлайн-коммуникации (44%); инструменты для видеоконференций (36%), системы электронного документооборота (29%).
Половина представителей российских предприятий и компаний, принявших участие в опросе, ожидают изменения на рынке инструментов и сервисов для организации работы компаний, а 29% — ожидают появления новых российских корпоративных сервисов и инструментов.
Ускорение цифровизации, внедрение новых цифровых инструментов и изменение форматов работы требуют от сотрудников развития навыков, которые позволят им оставаться востребованными в пост-коронавирусной реальности. По мнению 16% участников исследования, недостаток компетенций у сотрудников является основным барьером для использования цифровых инструментов. Скорость и глубина происходящих изменений подчеркивают необходимость развития соответствующих навыков — как использования цифровых инструментов и технологий, так и способности к самоорганизации, умению быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способности выстраивать эффективную коммуникацию. В этой связи многие предприятия и компании становятся перед необходимостью начать процесс переквалификации (reskilling) своих сотрудников, чтобы сохранить конкурентоспособность в быстро меняющихся условиях.
Необходимым условием цифровой трансформации экономики является взаимодействие государства и бизнеса с целью создания благоприятной регуляторной среды для развития новых технологий, выстраивания бизнес-моделей и форматов организации рабочего процесса, отвечающих новых требованиям, сохранения высокого уровня эффективности и производительности труда.
Справочная информация
Об исследовании
Исследование реализовано Российской Ассоциацией Электронных Коммуникаций (РАЭК) совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Microsoft в России.
Основу исследования составил онлайн-опрос представителей российского бизнеса, проведенный в период с 25 мая по 3 июня 2020 года. В опросе приняли участие сотрудники российских предприятий/компаний, представляющих различные отрасли экономики (ИТ, ритейл, производство, образование, финансы, банковское дело, страхование и др.) в возрасте от 20 до 60 лет, находящиеся на руководящих позициях, а также квалифицированные специалисты без руководящих функций. Общее число заполненных анкет — 460. Опрос был реализован при содействии компании OMI.
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
РАЭК была создана в 2006. Миссия РАЭК заключается в формировании цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка. На сегодняшний день Ассоциация объединяет более 150 игроков рынка электронных коммуникаций, что позволяет РАЭК объективно представлять интересы отрасли и эффективно решать ее задачи.
Подробнее: http://raec.ru/
НИУ ВШЭ
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов.
Подробнее https://www.hse.ru/
Microsoft
Microsoft (Nasdaq «MSFT» @microsoft) обеспечивает условия для цифровой трансформации в эпоху «интеллектуального облака» и «интеллектуальных технологий». Миссия компании — дать возможность каждому человеку и организации на планете достичь большего.
[1] вопросы относительно использования инструментов удаленной работы задавались сотрудникам тех предприятий и компаний, которые не приостановили деятельность в период пандемии, что составило 420 респондентов или 91% от всех опрошенных