Исследование: люди научились переваривать лактозу из-за голода и болезней

28.07.2022, 15:32
Результаты нового исследования показали, что способность современных людей переваривать лактозу появилась в результате голода и инфекционных заболеваний много тысяч лет назад. Выжить смогли только те, кто имел необходимый ген.
Ирина Слепухина
Исследование: люди научились переваривать лактозу из-за голода и болезней

Оказалось, что люди в течение многих лет пили молоко несмотря на непереносимость лактозы. В один момент это состояние стало для них смертельным

Непереносимость лактозы — это состояние, при котором в организме не хватает фермента лактазы. В результате все продукты, содержащие молочные компоненты животного происхождения, вызывают у человека с непереносимостью расстройство желудка.

Ранее считалось, что генетическая вариация, которая позволяет людям переваривать лактозу, развилась в то же время, когда мы начали пить молоко животного происхождения. Однако новое исследование английских ученых показало, что все было не совсем так.

Что обнаружили ученые

Английские исследователи из Бристольского университета и Университетского колледжа Лондона выяснили, что ген толерантности к лактозе появился у людей не сразу. Несколько тысяч лет подряд люди пили молоко и страдали от симптомов непереносимости, но ген толерантности начал распространяться только тогда, когда непереносимость стала смертельной.

Фермент, который переваривает лактозу, называется лактазой, и он вырабатывается в тонком кишечнике во время внутриутробного развития плода. После прекращения грудного вскармливания лактаза перестает вырабатываться в организме детей, и поэтому они больше не могут переваривать лактозу, содержащуюся в молочных продуктах. В этом случае при попадании лактозы в толстый кишечник возникают неприятные симптомы, такие как вздутие живота, диарея или метеоризм.

Однако в результате эволюционного развития у некоторых людей появился ген, отвечающий за выработку лактазы и во взрослом возрасте. Раньше ученые считали, что это произошло тогда, когда люди стали регулярно употреблять молочные продукты, то есть, примерно 10 тысяч лет назад.

Но все оказалось куда сложнее — английские исследователи выяснили, что ген толерантности к лактозе появился и распространился примерно 5 тысяч лет назад, то есть, тысячелетия до этого люди пили молоко несмотря на неприятные ощущения. Поворотным моментом стало время, когда люди страдали от сильного голода и инфекционных заболеваний — в этой ситуации организм, ослабленный болезнью и нехваткой еды, просто не мог перенести еще и диарею. Поэтому люди с непереносимостью лактозы быстро умирали. Выживали только те, у кого успел развиться ген толерантности, который они впоследствии передавали своим детям.