Исследование: конструктивная критика имеет больший спрос, чем кажется
Критиковать можно и в интернете. Главное — без агрессии и оскорблений
Опубликованная в APA’s Journal of Personality and Social Psychology работа говорит о существенной роли конструктивной обратной связи в обучении и повышении производительности. Ученые отмечают, что такой «фидбэка» (feedback) хочет получить намного больше людей, чем может показаться с первого взгляда. Однако, несмотря на желание получить конструктивную критику, люди часто избегают ее сообщать. В пилотном исследовании выяснилось, что только 2,6% участников сообщили тестировщику о видимом пятне на его или ее лице (например, шоколад, губная помада или красный маркер) во время опроса.
«У людей часто есть возможность предоставить конструктивный фидбэк кому бы то ни было, что улучшило бы или помогло человеку в той или иной мере. Не использование этой возможности может иметь пагубное последствие для потенциальных получателей критики» — говорит ведущий автор исследования Николь Аби-Эсбер. Предыдущие исследования говорили об избегании обратной связи людьми из-за опасения негативных последствий, например, смущения или расстройства у другого человека. Аби-Эсбер и ее коллеги говорят уже о другой причине: человек просто не полностью осознает потенциал своего вклада в улучшение результатов других. Это и приводит к недооценке желания конструктивного фидбэка.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
Как тестировали теорию
Исследователи провели серию из пяти экспериментов, где участвовали 1984 человек. В одном из них участникам предоставили 10 гипотетических неловких социальных ситуаций на работе, где они могли дать или получить конструктивную обратную связь. В другом эксперименте участников попросили вспомнить ситуацию, когда они могли либо дать, либо получить конструктивную обратную связь. В финальном эксперименте участников разделили на пары: один репетировал речь для конкурса, а другому было поручено слушать и критиковать.
Во всех пяти экспериментах люди постоянно недооценивали желание потенциальных получателей получить критику. Выяснилось, чем важнее на практике обратная связь (например, сообщение кому-то, что им нужно улучшить свои навыки презентации), тем больше вероятность того, что участники недооценят ее потребность, и тем меньше вероятность, что критику предложат. Разрыв был меньше в более повседневных, менее серьезных сценариях, например, когда у другого человека была еда на лице или дыра в штанах. «Даже если вы не решаетесь оставить отзыв, мы рекомендуем вам его оставить. Представьте, что вы находитесь на месте другого человека, и спросите себя, хотели бы вы получить обратную связь, если бы вы были на их месте. Скорее всего, да, и это осознание может помочь вам дать обратную связь другим людям» — подводит Николь Аби-Эсбер.