Исследование: дислексия – это не расстройство, а отличие, необходимое для адаптации нашего вида

27.06.2022, 14:08
По словам исследователей Кембриджского университета, дислексию нужно рассматривать как отличие, а не как нейробиологическое расстройство.
Виталий Маршак
Исследование: дислексия – это не расстройство, а отличие, необходимое для адаптации нашего вида

По словам ученых, мозг людей с дислексией «настроен» на исследование

В новом исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Psychology, ученые взглянули на дислексию иначе, предположив, что ее неврологические характеристики могут иметь преимущества при различных обстоятельствах.

По мнению ученых, влияние дислексии на возможность читать и писать — вторично. Основная задача этого состояния — исследование, а не эффективное использование имеющихся ресурсов.

Дислексия давала преимущество нашим предкам

Исследователи пересмотрели прошлые научные работы в области психологии и неврологии и обнаружили фундаментальные различия в том, как устроен мозг обычного человека и человека с дислексией. Дислексия заставляет концентрироваться на более «глобальных» вещах и не позволяет сосредоточиться на локальных.

Так племя охотников-собирателей для выживания должно эффективно использовать имеющиеся ресурсы пищи. Однако чрезмерное использование местных ресурсов может привести к голоду в случае непредвиденных обстоятельств (например, засухи).

Каждое племя нуждалось в исследователе. Если в популяции было слишком много людей с дислексией, они не смогли бы рационально использовать местные источники пищи. Однако несколько людей с дислексией в одном племени способны значительно улучшить перспективы окружающих.

Нейробиологическое разнообразие племени, вероятно, помогло людям выжить, особенно в условиях нестабильного климата.

Но не только история

Исследователи отмечают, что дислексия имеет наследуемость не менее 60% и затрагивает от 5 до 20% населения.

«Нахождение баланса между изучением новых возможностей и использованием преимуществ конкретного выбора является ключом к адаптации и выживанию и лежит в основе многих решений, которые мы принимаем в повседневной жизни», — говорят ученые.

Авторы считают, что трудности, которые в настоящее время испытывают люди с дислексией, вызваны окружающей средой. Появление чтения и письма создали проблемы для людей с определенной стратегией поиска, но, по словам ученых, не дислектики должны подстраиваться под изменяющийся мир, а он — под них.

«Школы, академические институты и рабочие места не предназначены для того, чтобы максимально использовать исследовательское обучение. Но нам срочно нужно начать развивать этот образ мышления, чтобы позволить человечеству продолжать адаптироваться и решать ключевые проблемы», — заключают ученые.

©  Популярная Механика