Исследование: дети, которые считают себя носителями нескольких языков, лучше сдают выпускные экзамены
Иногда простой веры в свои способности может быть достаточно, чтобы выделяться среди сверстников
Ученые из Кембриджского университета провели исследование, в ходе которого наблюдали за успеваемостью 818 школьников средних классов в Англии. Особое внимание они уделяли тому, считают ли дети себя носителями нескольких языков, и как это сказывается на результатах экзаменов. Оказалось, что учащиеся, которые идентифицировали себя как мультилингвы, как правило, превосходили своих сверстников не только при изучении языков, таких как французский и испанский, но и показывали лучшие результаты по математике, географии и естественным наукам. При этом исследователи заметили, что даже если ребенок объективно плохо знал второй язык, но все же был уверен в своем билингвизме (использование двух языков), то его отметки также были немного лучше, чем у одноклассников.
В исследовании приняли участие дети, чье знание второго языка было официально подтверждено (то есть, английский не был их родным языком, и при общении с родителями они его не использовали), а также дети, которые лишь на словах утверждали, что являются мультилингвами. Каждому из них раздали опросник, где они должны были по 100-балльной шкале оценить свой уровень владения иностранным языком. Эти данные были сопоставлены с результатами их выпускных экзаменов по девяти предметам.
Результаты показывают, что отождествление учениками себя как носителей нескольких языков может помочь им развить мышление, которое способствует общему академическому прогрессу. Поэтому убеждения в том, что ребенок владеет несколькими языками (даже если по факту это не так) часто бывает достаточно, чтобы укрепить его уверенность в своих силах.