Исследование: цыплята от природы умеют распознавать лица
Способность человека и животных к распознаванию лиц — предмет давних научных дискуссий. Существует две основные точки зрения на этот вопрос: одна предполагает, что эта способность является врожденной, то есть заложена в нас генетически, а другая утверждает, что распознавание лиц — это приобретенный навык, развивающийся в результате опыта и взаимодействия с другими людьми.
Исследование Университета Тренто внесло свой вклад в дискуссию. Группа выявила у цыплят в возрасте одной недели, которые никогда не сталкивались с лицами, популяцию нейронов, которые реагируют на стимул, похожий на лицо — три точки, напоминающие два глаза и клюв. При этом животные не реагируют на изолированные черты лица или на точки, расположенные беспорядочно, сообщает MedicalXpress.
У людей и у животных есть врожденная способность обращать внимание на лица. Как новорожденные, так и недавно вылупившиеся цыплята, демонстрируют спонтанное влечение к стимулам, похожим на лица. Однако нейронный механизм этой предрасположенности был неизвестен.
Ученые провели серию контрольных экспериментов с использованием схем, в которых черты лица были перетасованы, смещены или расположены во всех возможных комбинациях. Цыплята реагировали только на формы, напоминающие лица. Реакция была выявлена в популяции нейронов в определенной области мозга. Она называется «каудолатеральный нидопаллиум» (caudolateral nidopallium) и считается птичьим эквивалентом префронтальной коры млекопитающих. Это говорит о том, что восприятие лиц является врожденным в мозге позвоночных.
Тот же механизм мозга объясняет, почему иногда мы видим лица в облаках или в пятнах на стенах — явление, известное как «парейдолия». Мозг естественным образом реагирует на эту очень простую конфигурацию точек.
Таким образом, новорожденные младенцы и цыплята проявляют врожденное влечение к стимулам, напоминающим человеческое лицо. Эти простые конфигурации из трех темных пятен служат отправной точкой для развития способности различать людей. Постепенно младенцы учатся узнавать лицо матери и отличать его от других. Нейроны, реагирующие на такие стимулы, выполняют роль своеобразного детектора лиц, облегчая процесс обучения и способствуя развитию социальных навыков.
Исследование предполагает, что развитие было бы невозможным, если бы не поддерживалось врожденными механизмами. Обучение на основе опыта, путем проб и ошибок, заняло бы слишком много времени и имело бы высокий риск погрешностей.
Ранее ученые обнаружили, что самки гиббонов иногда танцуют. Посмотрите на это.