Исследование: cтартапы в США проигрывают корпорациям в борьбе за рынок и потенциальных работников

Выдержки из отчетов бюро статистики США, исследовательского центра Brookings и прочих.

Рынок стартапов в США переживает спад. Доля молодых компаний снизилась до 8% от общего числа фирм, а выпускники вузов больше не стремятся заниматься предпринимательством. Ситуацию усугубляют рост корпораций и монополизация экономики — порог входа на рынок для стартапов растет, а максимально возможная доля рынка падает.

На проблему обратили внимание эксперты: исследовательское бюро Brookings в июне опубликовало подробный отчет, посвященный спаду рынка стартапов. Также тренд прослеживается в данных, полученных федеральными бюро статистики США.

По словам исследователей, стартапы — ведущий драйвер американской экономики. Молодые компании создают новые рабочие места и способствуют развитию инноваций. Снижение числа стартапов и, как следствие, рыночной конкуренции может затормозить экономический рост США, утверждает Brookings.

Опасения также выразили исследователи из Массачусетского технологического института: по их словам, рост рыночной силы крупных компаний приводит к падению доли прибыли, достающейся работникам. Как следствие, снижается уровень жизни обычных граждан.

Текущая ситуация на рынке стартапов

Доля молодых компаний в США упала ниже десяти процентов

Доля молодых компаний на рынке США стабильно снижается: сейчас стартапов всего 8% от общего числа фирм. Наибольшим изменениям за последнее десятилетие была подвержена сфера ритейла, где процент молодых компаний снизился вдвое. Соизмеримые падения произошли в финансовом секторе и в сфере производства.

Доля людей, работающих на молодые или небольшие компании, снижается

Динамика занятости в молодых компаниях в США. Источник: отчет бюро переписи населения США

Всего 5% американцев работает в компаниях, которым меньше двух лет, — с 1995 года по 2015 процент людей, занятых в молодых компаниях, упал почти вдвое. Также сократилась доля людей, занятых в организациях со штатом менее 50 сотрудников, говорится в отчете бюро трудовой статистики США.

При этом в разы увеличилось число людей, занятых в ИТ-корпорациях. Например, за последние десять лет число сотрудников Amazon выросло более, чем в 30 раз.

Динамика числа сотрудников, занятых в ИТ-корпорациях. Источник: отчет Progressive Policy Institute

Помимо этого за последние 20 лет почти вдвое снизилась доля предпринимателей с высшим образованием. Отчет Brookings объясняет падение ростом зарплат в корпорациях и непривлекательностью предпринимательства в условиях олигополии.

Причины снижения числа стартапов и падения их привлекательности для работников

Зарплаты в ИТ-гигантах

Средние зарплаты в ИТ-корпорациях. Источник: paysa.com

Зарплаты разработчиков в компаниях-лидерах ИТ-индустрии сейчас составляют в среднем $100 тысяч в год. Помимо этого ИТ-корпорации часто предоставляют сотрудникам жилье, питание и прочие льготы. Например, Google компенсирует сотрудникам до 50% их взносов в пенсионный фонд и дает возможность взять до трех месяцев неоплачиваемого отпуска.

В молодых компаниях оплата труда в среднем ниже, к тому же высоки и риски трудоустройства — до 75% стартапов с венчурным финансированием становятся банкротами. Как следствие, привлекательность работы в них значительно снижается.

Замонополизированность экономики

Рынок США сейчас отличается низкой конкурентностью и высокой концентрацией ресурсов у крупных компаний. Так, с 1997 по 2012 год доля прибыли четырех крупнейших компаний от общей прибыли в каждом секторе выросла примерно на треть. В результате порог входа на рынок для стартапов повышается, а максимально возможная доля рынка падает.

Монополизация особенно заметна в областях c высоким эффектом масштаба (снижение стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства — vc.ru), пишет Brookings. Высокие постоянные издержки на поддержание инфраструктуры и привлечение технологических экспертов распределяются на большое число пользователей, что позволяет крупным компаниям продолжать захватывать рынок.

Доли компаний-лидеров на соответствующих рынках услуг. Данные Brookings

Также технологические корпорации повышают лояльность пользователей, предоставляя комплексные решения по сниженным ценам. Наиболее известный пример такого решения — подписка Amazon Prime, включающая в себя бесплатную доставку товаров, скачивание книг и музыки c сервисов Amazon и другие услуги. Весной 2017 года «Яндекс» запустил локальный аналог — сервис «Яндекс.Плюс», предоставляющий бонусы на платные сервисы компании.

Бюрократия и налоги

Среднее время от подачи заявки до формирования бизнеса занимает около полугода. Это связано как с бюрократией, так и с высокими издержками на открытие новой компании, утверждает исследовательское бюро Brookings.

Отпугивает предпринимателей и налоговая политика государства. C 2000 по 2015 год правительство США предоставило бизнесу $68 млрд в налоговых льготах и субсидиях, две трети от которых ушли крупным компаниям.

Льготы в основном предоставляются корпорациям, так как они создают больше рабочих мест. В результате налоговое бремя непропорционально ложится на стартапы, что дополнительно усложняет ведение бизнеса.

Перспективы рынка стартапов

Последние годы для стартапов ознаменовались активными корпоративными поглощениями, пишет TechCrunch. Тренд продолжает расти: по данным Crunchbase, только за первые два квартала 2018 года компании потратили $20 млрд на поглощения. Это около 80% от всей суммы, потраченной на сделки M&A за прошлый год.

Поглощения молодых компаний позволяют ИТ-гигантам удерживать рыночную долю: Facebook (включая поглощенные WhatsApp и Instagram) отвечает за 77% мобильного трафика в социальных сетях. При этом Instagram уже почти догнал Facebook по времени, которое пользователи проводят в приложении. По мнению журналистов Recode, если стагнация Facebook продолжится, компании придется рассчитывать на рост аудитории фотосервиса.

ИТ-корпорации становятся монополистами на инновации и пользователей, развивая собственные продукты и поглощая перспективные стартапы. Игровое поле скошено, утверждает издание Quartz, и без должного регулирования игра продолжит идти в одни ворота —, а с падением конкуренции снизятся и инновации.

©  vc.ru