Исследована зависимость проникновения услуг LTE от выбранной модели тарификации относительно 3G
Компания J«son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования зависимости проникновения услуг LTE от выбранной модели тарификации относительно 3G.
Наиболее важными внешними факторами (главным образом не зависящие от оператора), влияющие на проникновение услуг LTE являются: уровень конкуренции; степень развития фиксированного ШПД; уровень проникновения смартфонов; частотный диапазон и возможность международного роуминга LTE; макрорегион; уровень доходов населения.
По мнению J&P, особенно следует выделить среди них макрорегион операционной деятельности оператора, от которого зависит не только общее экономическое развитие стран присутствия, уровень абонентского ARPU и операторских доходов, но и объемы операторских инвестиций в сетевую инфраструктуру и новые технологии. К примеру, сравнительно высокий уровень проникновения LTE в сетях TeliaSonera Denmark объясняется, с одной стороны, поздним запуском таких услуг одновременно с доступностью на рынке смартфонов с поддержкой европейских диапазонов LTE (что долгое время большинству европейских операторов не было доступно) и, с другой стороны, небольшой территорией страны (как и в случае с южнокорейскими операторами).
Наиболее важными внутренними факторами являются: качество сетей 3G; качественные показатели сетей LTE; контентная политика операторов, развитие сервисов; операторское субсидирование устройств LTE; доступный частотный ресурс; возможность поддержки голоса; тарификация.
Из наиболее важных внутренних факторов (в основном зависящих от самого оператора), помимо тарификации и качественных показателей работы сетей, следует выделить необходимость операторского субсидирования устройств LTE. И, прежде всего, речь идет о смартфонах как наиболее универсальном, функциональном и привычном форм-факторе для абонента.
Таким образом, тарификация является важным, но далеко не единственным фактором, влияющим на проникновения услуг LTE, сообщили CNews в J&P.
Следует выделить постепенную миграцию рынка от тарифов Flat-rate с фиксированным пакетом трафика большого объема, к т.н. Tiered Data Plans (также встречается название Volume-Based Charging или тарификация по пакетам трафика различного объема). Этим путем идут, в основном, южнокорейские и японские операторы (SK Telecom, LGU+, Korea Telecom, NTT DoCoMo, Softbank), которые вынуждены ограничивать лавинообразный рост трафика в своих сетях LTE. Это дает возможность заработать на тех, кто регулярно исчерпывает свой пакет. При этом, обладатели большого пакета, переплачивая за него, как правило, не используют его полностью. Вторым нововведением, которое постепенно приходит из США (Verizon Wireless, AT&T, MetroPCS) в Европу (3UK, EE UK) и другие регионы мира, стали т.н. Shared Data Plans — возможность подключения на один тарифный план сразу нескольких устройств. Это, с одной стороны, стимулирует подключение новых устройств, что в условиях развитого рынка создает ресурс для набора абонентской базы, с другой, — увеличивает потребление трафика и доходы операторов.
При этом, смартфоны постепенно становятся доминирующим форм-фактором в сетях LTE — прямым свидетельством этому служит изменение доли смартфонов в общих поставках LTE-устройств в мире. Согласно данным GSA, если в 2011 г. на них приходилось лишь 5% (8 моделей), то на конец 2013 г. — 33% (или 360 моделей смартфонов) из более чем 1000 абонентских устройств LTE. Это связано с тем, что смартфоны остаются наиболее универсальным и удобным форм-фактором абонентского устройства, позволяя не только работать с почтой, соцсетями, слушать музыку или фотографировать, но и пользоваться множеством самых разнообразных приложений. Поэтому многие мировые сотовые операторы предалагают пользователям LTE-смартфонов т.н. bundle-тарифы, где ценообразование происходит по объемам трафика, а безлимитные голосовые вызовы с месседжингом идут к ним бесплатным дополнением.
Среди основных трендов тарификации услуг в сетях LTE следует выделить переход от «плоских тарифов» к т.н. Tiered Data Plans (тарификация по пакетам трафика различного объема) и Shared Data Plans с возможностью подключения нескольких устройств. При этом, пакеты все чаще становятся основой универсальных тарифных планов, отличающихся лишь по объему доступного трафика, а голосовая связь и месседжинг предоставляются LTE-абоненту бесплатно.
В целом можно выделить две операторские модели тарификации услуг в сетях LTE: премиальную относительно 3G и стимулирующую с одинаковым уровнем тарифов в LTE и 3G. Большинство сотовых операторов сегодня придерживаются именно премиальной модели, полагая, что это единственно верный путь для устойчивого развития и возможности окупаемости новых сетей. В то же время, уровень тарификации услуг в сетях LTE относительно 3G не следует воспринимать как самостоятельный индикатор, — он имеет значение лишь в сравнении с общим уровнем операторского ARPU и средней стоимостью 1 ГБ трафика. Так, по данным аналитиков, наиболее завышенные тарифы на LTE относительно 3G наблюдаются в Европе, в США же они примерно равны. В то же время, средняя стоимость 1 ГБ трафика в сетях LTE в США выше среднемирового значения в 1,5 раза и в три раза выше, чем в Европе.
Если же говорить об операционной эффективности, то по данным аналитиков Deloitte, передача 1 ГБ трафика по сети LTE обходится оператору в $5-$10. И хотя некоторые операторы предлагают тарифы ниже $5 за ГБ (Европа), т.е. порогового уровня рентабельности, делается это исключительно в целях стимулирования перехода абонентов из сетей 3G на только что возникших рынках. По мере насыщения рынка и роста проникновения услуг LTE, тарифы неизбежно будут повышаться.
Согласно данным Deloitte на Q4 2012, стоимость 1 ГБ трафика в коммерческих сетях LTE в мире составляла от $0,66 до $5,5. При этом, операторы с минимальной стоимостью трафика имели лишь около 5% абонентов LTE от общей абонентской базы, в то время как операторы с высокой тарификацией, — около 16%.
Таким образом, более высокий уровень тарификации позволяет операторам больше зарабатывать на LTE и реинвестировать в их развитие, расширя покрытие, вводя новые частоты, работая с вендорами оборудования, вводя поддержку голоса и т.д., тем самым повышая уровень проникновения услуг.
Если говорить о запуске сетей LTE российскими операторами, то, прежде всего, следует учитывать специфику нашей страны: низкий ARPU на уровне развивающихся стран, невозможность субсидирования устройств, неудобный высокий диапазон для развития LTE (2600 МГц), хорошо развитые сети 3G, большая территория страны. Все это в совокупности приводит к тому, что российские абоненты еще не готовы к услугам в сетях LTE, при этом, существующие сети 3G справляются с текущим уровнем потребления трафика.
Агрессивное развитие сетей LTE на базе MVNO-соглашения со «Скартел», недавно ставшей его «дочкой», позволило «МегаФон» занять доминирующее положение на зарождающемся российском рынке LTE. В то же время, совокупная абонентская база «МегаФон» и «Скартел», по оценкам J«son and Partners Consulting на 3Q 2013, не превышала 850 тыс. человек, на собственно «МегаФон» из которых приходилось около 180 тыс. Поэтому можно говорить, что, несмотря на активную работу по LTE-устройствам, широкое покрытие (на 1Q 2014 — 51 регион совокупно со «Скартел») и доступные цены, услуги LTE для абонентов «МегаФон» все еще не стали массовыми, продолжая восприниматься премиальным сервисом.
Схожая ситуация наблюдается и у МТС. Оператор прогнозирует, что в 2014 г. проникновение LTE среди его абонентов не превысит 7%, несмотря на то, что для них будет обеспечено максимально широкое покрытие (на 1Q 2014 LTE-сети МТС работают в 15 регионах, до конца 2014 г. они появятся в 74 регионах, до конца 2015 — во всех регионах РФ). В итоге в МТС ожидают заметный вклад от LTE в выручку только через 5 лет. Стоит также отметить, что на 1Q 2014 «ВымпелКом» запустил сети LTE в 7 регионах (в 1H 2014 г. планируется запуск еще 19 городов, на 2H 2014 — планируется запуск LTE еще в 60 городах, при наличии спроса).
При этом, тарифы на LTE в российских сетях сегодня являются одними из самых доступных в мире и, по всей видимости, уже не вырастут. Российские операторы не предлагают премиальных цен на LTE, оставив их на идентичном сетям 3G уровне. В то же время, на LTE распространяются и российские аналоги западных bundle-предложений — универсальных тарифов для смартфонов, включающих не только трафик в сетях 3G/LTE, но и пакет голосовых услуг и SMS/MMS.
Тем не менее, с точки зрения мирового опыта для достижения массового проникновения услуг LTE этого еще недостаточно — российским операторам необходимо более активно развивать экосистему LTE в целом и готовить российского абонента к пользованию этими услугами. Это довольно непросто сделать в условиях специфики отечественного телекоммуникационного рынка, тем не менее, — первые успешные примеры уже имеются. Достаточно вспомнить начало поддержки голоса в сетях LTE сотовыми операторами «большой тройки», в том числе и для Apple iPhone 5s/c (сначала «ВымпелКом», затем МТС и «МегаФон»), вывод на рынок большого числа LTE смартфонов, в том числе и очень доступных (к примеру, MegaFon 4G Turbo за 4990 руб.), развитие сервисного направления, включая сегмент мобильного ТВ и т.д.
В целом можно выделить две операторские модели тарификации услуг в сетях LTE: премиальную относительно 3G и стимулирующую с идентичным уровнем тарифов в LTE и 3G.
Однако, доступные цены в LTE часто не коррелируют с повышенным проникновением таких услуг. Напротив, в каждом конкретном случае успешность того или иного операторского кейса внедрения LTE обусловлена целым набором факторов, а не одной лишь тарификацией. Среди них можно выделить общую готовность рынка и пользователей к внедрению таких услуг, площадь покрытия и частотный диапазон LTE, конкурентную обстановку, уровень развития сетей 3G и фиксированного ШПД, доступность LTE-устройств и особенно смартфонов, а также их субсидирование оператором и т.д.
© CNews