Искусственный интеллект научился понимать, что делает человека красивым в глазах другого
Красота в глазах смотрящего! Увы, ученые не могут поделиться с ИИ вашим зрением, но вот работой мозга…
Исследователи из Университета Хельсинки решили узнать, сможет ли компьютер идентифицировать черты лица, которые мы считаем привлекательными, и на основе этих знаний создавать новые изображения. Ученые научили ИИ интерпретации сигналов мозга, которые активируются при виде объекта, который человек считает красивым, и объединили полученный интерфейс с моделью генерации искусственных лиц. Это позволило компьютеру создавать портреты, соответствующие индивидуальным предпочтениям конкретного человека.
«Привлекательность является очень сложным предметом изучения, поскольку она связана с культурными и психологическими факторами, которые, вероятно, играют бессознательную роль в наших индивидуальных предпочтениях. Действительно, нам часто бывает очень трудно объяснить, что именно делает что-то или кого-то прекрасным: красота находится в глазах смотрящего», — говорит Михель Спапе, один из авторов работы.
Для того чтобы научить ИИ красоте по-человечески, исследователи изначально научили нейросеть создавать портреты. Полученные картинки от ИИ были показаны по одной 30 добровольцам, их попросили заострить свое внимание на лицах, которые они находят привлекательными. В это время мозговые реакции участников регистрировались с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).
«Это немного похоже на приложение для знакомств Tinder: участники «смахивают вправо», когда видят привлекательное лицо. Однако здесь им не нужно ничего делать, только внимательно смотреть на изображения, когда мы измеряем непосредственную реакцию мозга», — объясняет Спапе.
Исследователи проанализировали данные ЭЭГ с помощью методов машинного обучения, подключив индивидуальные данные людей к генеративной нейронной сети. Интерпретируя реакции мозга, они смогли научить ИИ создавать совершенно новые образы лиц, которые были бы привлекательными для определенного человека. В ходе эксперимента оказалось, что новые портреты соответствуют предпочтениям испытуемых с точностью более 80%.