ИС здравоохранения должны ориентироваться на пациента

За последние три года Россия вложила в информатизацию здравоохранения около 30 млрд руб. Эта внушительная сумма, к сожалению, не покрывает все глобальные задачи, поставленные перед отраслью. Достижения и перспективы автоматизации медицинских учреждений, специфику используемых подходов и внедряемых решений, источники финансирования региональных инициатив и расстановку приоритетов эксперты обсудили 23 апреля 2014 г. на конференции «ИТ в здравоохранении: работа продолжается», организованной CNews Analytics и CNews Conferences.

Осью мероприятия стало открытое интервью Романа Сафронова, заместителя директора Департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ, который отвечал на злободневные вопросы со стороны и медицинских учреждений, и непосредственных исполнителей – разработчиков и поставщиков специализированных технологических решений. Чиновник считает, что приложенные за последние годы усилия по созданию ЕГИСЗ позволили сформировать базу для дальнейшего развития, одна из главных задач которого – отказаться от избыточных данных и документов.

Особенно остро отрасль переживает дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, а потому привлечение аутсорсеров видится Роману Сафронову весьма перспективным направлением. Сервис-провайдерами могут быть как государственные информационно-аналитические центры (МИАЦ), так и коммерческие компании. При этом регионам предложено рассматривать поддержку и обслуживание ИТ-инфраструктуры такой же обязательной статьей расходов, как и оплату ЖКУ.

Обозначена на конференции и одна из важнейших задач построения ЕГИСЗ – сбор и унификация данных из разнородных ИС. Выполнить ее позволяет использование интеграционных шин, которые содержат инструменты консолидации, мониторинга и аналитики. Об одном из подобных решений – платформе HealthShare – рассказал Владимир Островский, руководитель проектов по МИС корпорации InterSystems, которая в 2009 г. начала адаптацию к российским требованиям своих разработок для сферы здравоохранения. Продукты InterSystems на сегодня обрабатывают данные более 100 млн пациентов по всему миру, в том числе и в пяти регионах России.

Решение проблем, сопряженных с реализуемым сейчас переходом от бумажной медицинской карты к электронной (ЭМК), предложил Дамир Енгалычев, директор по работе с ключевыми заказчиками департамента по работе со здравоохранением IBS. Как правило, на практике из-за отсутствия навыков работы с компьютером в карты доктора вносят данные медленно, большую часть времени приема смотрят в монитор, а не взаимодействует с пациентом, кроме того, выбор вариантов ответов «по умолчанию» ограничивает врача и снижает достоверность информации. В помощь медработникам компания IBS разработала систему распознавания речи, избавляющую врачей от необходимости вводить данные вручную.

Другое голосовое решение – систему MedVox – представил Александр Клячин, генеральный директор S2S Next. Благодаря сложному лингвистическому движку, система способна выстраивать диалог с пациентом: записать его на прием к врачу, напомнить о посещении клиники или перенести визит на более удобное время. Опыт успешного применения решения имеет Иркутская область: здесь виртуальные «операторы» call-центра в круглосуточном режиме принимают более 300 звонков в день и ведут запись к 2 тыс. специалистов 50 ЛПУ в 7 городах.

«Пациентоориентированный» подход, как отметили спикеры, сегодня является одним из ведущих в создании ИС и сервисов: они должны фокусироваться в первую очередь на пациенте. О решениях, в основе которых лежит именно такой подход, рассказал Артем Аведьян, руководитель департамента ИТ-решений для здравоохранения компании GE Healthcare. Достоинствам создаваемых систем является унификация разнородных данных, развитая аналитика, облачный доступ и поддержка мобильных устройств. В продолжение темы Борис Зингерман, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра МЗ РФ, продемонстрировал облачную систему «Мед@рхив», включающую три основных компонента: персональная электронная медицинская карта (ПЭМК), средства электронного взаимодействия с врачами и личный медицинский календарь. Они помогают людям самостоятельно заботиться о своем здоровье: хранить результаты всех анализов и заключения врачей, получать консультации удаленно и вовремя выполнять необходимые действия – принимать лекарства, измерять давление и т.д. Роман Сафронов отметил, что аналогичный сервис «Личный кабинет пациента» в конце апреля 2014 г. будет доступен на портале госуслуг.

©  CNews