iPad на распутье
iPad на распутье 15:55, 16.10.2014 | Разное | текст: Роман Юрьев
Спустя чуть больше месяца с момента анонса iPhone 6 Apple вновь нас будет удивлять новинками. В данном случае пришла очередь iPad. Но не кажется ли вам, что накал страстей немного спал? iPad — это самый лучший планшет в мире, до сих пор реальных конкурентов у него нет, прошлогодние модели Retina iPad mini и iPad Air работают прекрасно, что еще можно улучшить в и так идеальных устройствах? Кардинально — ничего. С другой стороны, если самый лучший планшет в мире станет еще лучше — это же прекрасно! Прекрасно для нас с вами, простых пользователей. Владельцам iPad текущего поколения можно будет не напрягаться, а вот армия пользователей iPad третьего и четвертого поколений, а также первого iPad mini получит отличный стимул обновиться. Но для самой Apple наступают сложные времена в планшетном мире, чему причиной большие смартфоны и постепенное насыщение рынка iPad и альтернативными устройствами такого рода. Вот об этом и поговорим в данной статье.
Похоже, что iPad как продукт находится сейчас в критической ситуации, а его создатели — на распутье. Представленный Стивом Джобсом четыре года назад, iPad очень скоро стал феноменально успешным гаджетом. Его продажи насчитывают 225 млн единиц, выручка от его реализации составляет $112 млрд, а чистая прибыль равна $30 млрд. Однако есть подозрения, что руководство Apple откажется от активного развития линейки своих планшетов в пользу Apple Watch, а также ради продвижения iPhone с большим дисплеем. Если быть более точным, саму линейку планшетных компьютеров американская компания вряд ли свернет совсем, но, вероятно, iPad станет более нишевым продуктом.
Сокращение продаж iPad Если рассматривать статистику продаж iPad за последний квартал, то они значительно сократились. Рост продаж составляет всего 10% в 2014-м, тогда как в том же квартале в 2013 году он был равен 65%. Такой контраст поражает, если учитывать, что еще в начале 2013 года перспективы iPad были весьма многообещающими. В прошлом году аналитиков, которые пророчили планшету от Apple снижение популярности, нещадно критиковала общественность. Народ хотел верить, что цифры, характеризующие продажи, сокращаются из-за циклов выпуска очередных новинок. Однако реалисты понимали уже тогда, что это нельзя считать причиной малочисленных продаж.
В принципе, непросто оценить и понять факторы замедления развития рынка iPad и других планшетных компьютеров. Некоторые наблюдатели за рынком говорили об увеличившихся циклах обновления продуктов, и с ними нельзя было не согласиться. Однако и это — не единственная причина такого колоссального снижения популярности планшетов. Ведь продажи не только не увеличились (а раньше можно было наблюдать их рост до 50%), но даже сократились, причем за считанные месяцы. При этом рынок потребителей iPad сложно назвать перенасыщенным, ведь далеко не каждый человек владеет сегодня планшетом Apple. Есть подозрения, что тренд, от которого зависят продажи iPad, более значимый и продолжительный. Планшет действительно с трудом завоевывает внимание новых потребителей, а смартфоны с большой диагональю дисплея оказываются более привлекательными для многих. К тому же, релиз iPhone 6 по понятным причинам еще более ухудшит положение iPad.
Другой мир Как для нового продукта, маркетинг iPad в свое время был более чем эффективным. Устройство заняло нишу между смартфоном и ПК, причем, с его помощью некоторые задачи получалось выполнять даже лучше, чем на компьютере или мобильном устройстве. Примером тому — веб-серфинг и работа с электронной почтой, а также чтение электронных книг. Первые продажи оказались весьма впечатляющими, и в Apple предвкушали большой успех новинки. Четыре года спустя картина на рынке потребительских технологий несколько изменилась, и перспективы стали не столь радужными.
Рынок в 2010 году:
маленький (сравнительно) дисплей iPhone; лэптопы MacBook все еще довольно массивные, а о дисплее Retina в них речь пока не идет вообще; пользователей завораживает спектр новых приложений для планшета. Рынок в 2014 году:
iPhone заметно увеличился в размере (iPhone 6 и 6 Plus — тому доказательством); MacBook стал тонким, легким и обзавелся Retina-дисплеем; экосистема приложений для iPad утратила былую привлекательность, в ней даже наблюдается некий застой. Теперь перед Apple стоит более сложная задача по продвижению iPad. Зачем покупать планшет, если можно приобрести iPhone 6 Plus, чей экран не критично отличается по размеру от такового в iPad mini? К чему тратиться на iPad, если есть возможность обзавестись более мощным и легким в транспортировке MacBook Air? На данный момент разрыв между смартфоном и ПК заметно сократился в сравнении с 2010 годом. В большой мере причиной тому — возросшая мощность и большой дисплей современных телефонов. Планшетам почти нет места на этом рынке.
Экосистема приложений для iPad переживает стагнацию Некоторые пользователи уже даже не могут вспомнить, когда они в последний раз загружали на свои iPad новые приложения. Бытует мнение, что инновации в разработке программ для планшета Apple зашли в тупик, тогда как приложения для iPhone не теряют популярности. Ведь большую часть всех необходимых задач сегодня, и правда, можно выполнить на смартфоне.
Вот примеры:
Сообщения отправляются с iPhone (в iMessage, Facebook и Twitter). Письма по электронной почте — также с iPhone. С функцией веб-серфинга новые iPhone также справляеются на ура. Игры, а точнее, большая часть новинок, создаются теперь как раз для iPhone. Фотографировать удобнее с помощью iPhone. Прогноз погоды и данные о дорожном движении проще посмотреть на iPhone. Изучить карты также можно на iPhone. И лишь в одном iPad оказывается значительно более комфортным за счет большего дисплея — для просмотра видео. Причиной сокращения инноваций в области приложений для iPad может оказаться тот факт, что разработчики в последнее время слишком заняты программами для iPhone, которые, статистически, интересуют пользователей больше. Создатели приложений просто предпочитают не тратить ресурсы на разработку ПО для iPad и фокусируются на работе с iPhone. Можно ли винить их за это?
Нельзя утверждать, что интересных приложений для iPad не существует совсем. Представители специализированных сфер (медицина, спорт, киноиндустрия, музыка и другие) смогли бы выделить программы, которые как раз в полной мере задействуют потенциал планшета от Apple. Но это — всего лишь ниша на масштабном рынке. И реклама последней модели iPad акцентирует внимание именно на нишевом использовании гаджета. А вот для среднестатистического пользователя, которого интересуют базовые задачи вроде веб-серфинга, email и фотографий, iPhone становится оптимальным выбором. Причем, новинки очень производительны, а экосистема приложений для них весьма разнонаправленная и богатая на инновации.
Важно признать, что iPad и нужен в большинстве случаев для работы с теми или иными приложениями. Но если пользователи не особо нуждаются в программах именно для iPad, и масштабы их загрузок стремятся к нулю, то это — тревожный знак для планшета как отдельного продукта в принципе. Сейчас народ больше интересуют возможности новых iPhone и Apple Watch.
Использование iPad Не хотелось бы пока рисовать такую пессимистичную картину будущего iPad. Ведь Apple по прежнему продает миллионы своих планшетов (около 12 млн устройств за последние три месяца, хотя в прошлом году за этот период было продано 14 млн единиц). И это даже удивляет, поскольку, повторюсь, ниша между смартфонами и ПК сокращается с каждым годом, а особо интересных новых приложений для iPad почти не появляется.
Итак, для чего можно использовать iPad?
В качестве замены настольному ПК или лэптопу. Немало людей используют iPad в качестве своего основного компьютера. Более того, многие сообщают, что старшее поколение — их родители и даже бабушки с дедушками в восторге именно от iPad. Для них планшет Apple становится первым, действительно простым в использовании компьютером. Во многих случаях именно этого и ожидали аналитики, когда iPad был представлен впервые. Его видели как замену настольным ПК и ноутбукам. Хотя в перспективе iPhone сможет заменить iPad и здесь. Ведь нет смысла приобретать и iPhone, и iPad, если можно просто сделать выбор в пользу iPhone с большим дисплеем.
В сфере образования. Хотя есть широко известные случаи, когда крупные школы или даже целые страны разрабатывали программы для массового использования iPad в учебных целях, успех таких мероприятий не велик. Причиной тому логистические вопросы и ограниченный бюджет учебных организаций. К тому же 2014 год ознаменовался ростом популярности смартфонов с большим дисплеем, и немалая часть студентов выполняет необходимые задачи именно на своих больших телефонах. То есть, и здесь смартфоны вытесняют iPad. Само собой, в сфере образования все еще есть место планшетам от Apple. Но этот рынок стал еще более нишевым, чем был годами ранее.
В корпоративной сфере. На рабочем месте мало кто пользуется iPad. Можно предположить, однако, что в рамках продаж iPad процент поставок в корпоративную сферу за последнее время все же возрос. В этом контексте сообщение Apple о партнерстве с IBM видится в новом свете. Компания из Купертино, вероятно, активно ищет рынки сбыта для своих планшетов.
У iPad есть будущее, ему просто нужна помощь Планшет iPad — прекрасное устройство, ему просто необходимы некоторые изменения, которые могли бы адаптироваться в изменившихся условиях. А именно:
Apple стоит отказаться от iPad mini. Появление iPad mini стало данью необходимости конкурировать на рынке недорогих устройств и отсутствию iPhone с большим дисплеем. Но пришло время, когда просто нет смысла продолжать выпускать этот продукт. Да, в рамках сегодняшнего анонса мы явно увидим iPad mini с Touch ID и другими новшествами (более качественная ЖК-матрица, например). Но если тренд продаж этого устройства не изменится (что маловероятно), вряд ли мини-планшет долго продержится на рынке, и отказ от его производства лишь пойдет Apple на пользу. А чтобы сохранить за собой долю на рынке не слишком дорогих устройств, производитель в перспективе может снизить стоимость iPad Air до $299.
Компания может запустить линейку iPad Pro. Это планшет с 12,9-дюймовым дисплеем Retina, новым ПО, которое значительно превзойдет знакомый нам формат, а также с дополнительными фирменными аксессуарами вроде особой клавиатуры-обложки и стилуса. В этом контексте хочется напомнить о партнерстве Apple с IBM. Большой iPad Pro на базе унифицированной платформы и с удобными аксессуарами может оказаться более интересным для представителей корпоративной сферы, чем iPad mini с базовым набором офисных программ.
Даже при линейке продуктов, состоящей из iPad Air и iPad Pro, все равно можно в перспективе ожидать, что iPad Pro таки заменят собой смартфоны. Но у Apple при этом будет еще пара лет, за которые компания продаст немало своих планшетов. Если к этому уравнению добавить Apple Watch, то даже iPhone придется не особо часто доставать из сумки или рюкзака. Ведь пользователи смогут общаться и просматривать все важные уведомления, не доставая смартфон, а просто взглянув на часы. Потенциал у Apple Watch огромен, и в этом свете судьба iPad видится еще более печальной.
iPad стал правильным продуктом, вышедшим в правильное время Скорее всего, если бы у Apple была возможность пережить всю свою историю заново, компания ни в одной из ситуаций не поступила бы по-другому. Планшет iPad появился в нужное время и оказался как раз тем гаджетом, что был необходим рынку. На протяжении последних семи лет пользователи в мобильной сфере лишь решают, какой размер смартфона они бы хотели держать в своих руках. В 2010 году потребителям вроде бы были нужны и смартфон, и планшет, и компьютер (или лэптоп). При этом планшет нередко заменял ПК. Хотя ситуация на азиатском и на развивающихся рынках складывается совсем по-другому. С появлением телефонов с большим дисплеем и удобных носимых гаджетов многие пользователи удовлетворятся как раз такой парой. У iPad все еще есть будущее, но он становится больше похожим на Mac, чем на многофункциональное мобильное устройство, дополняющее iPhone. [Business Insider]
Вполне возможно, что в будущем iPad и MacBook сольются в единый продукт — это и станет своего рода эволюционным развитием для планшета и революционным — для компьютера. Важно, чтобы аппаратная часть гармонично сочеталась с программной, хотя у Apple пока реализовывать данное соотношение получается лучше всех на рынке. У компании действительно есть все шансы провести в будущем революцию на компьютерном рынке.
Ну, а сегодня нас ждут новые iPad, релиз Yosemite и может еще какой-нибудь «One more thing». Оставайтесь с нами, будет интересно!
Роман Юрьев, 15:55 @bigbeastus bigbeastus (at)me.comБудь первым <тэги: iPad, аналитика, это любопытно>