Инженеры создали «авиационную» подушку безопасности

Инженеры создали систему REBIRTH: подушки безопасности с ИИ для спасения пассажиров при авиакатастрофах
Инженеры создали систему REBIRTH: подушки безопасности с ИИ для спасения пассажиров при авиакатастрофахИсточник: James Dyson Award 2025

Инженеры из Дубая разработали систему REBIRTH — технологию на основе ИИ, призванную защитить людей в случае крушения. Суть идеи — внешние подушки, которые за доли секунды раскрываются вокруг фюзеляжа и берут на себя главный удар при аварийной посадке.

Комплекс сенсоров отслеживает скорость, высоту, угол для снижения, температуру, вибрации, реакцию пилотов и состояние двигателей. Если алгоритм фиксирует неизбежное столкновение, подушки раскрываются в зоне носа, днища и хвостовой балки. На это уходит менее 2 с. В конструкции применены кевлар, зилон, термопластичный полиуретан и жидкости с переменной вязкостью, способные поглощать экстремальные перегрузки и снижать силу удара.

При исправных двигателях система задействует реверс тяги для торможения. В случае отказа подключаются компактные газовые установки, замедляющие скорость и стабилизирующие курс. После приземления корпус окрашивается в ярко-оранжевый тон, включаются инфракрасные маяки, GPS и мигающие огни, что облегчает работу спасателей. При этом система совместима и с новыми бортами, и с теми, что уже эксплуатируются.

В основе конструкции лежит комбинация датчиков и алгоритмов, которые анализируют скорость, высоту, угол снижения, работу двигателей и реакцию экипажа
В основе конструкции лежит комбинация датчиков и алгоритмов, которые анализируют скорость, высоту, угол снижения, работу двигателей и реакцию экипажаИсточник: Recraft

Сейчас готов прототип в масштабе 1:12. Он функционирует на базе акселерометров, гироскопов, микроконтроллеров и баллонов с CO₂. На симуляторах разработчики минимизировали последствийюя аварий более чем на 60%. В планах — испытания полноразмерных образцов в аэродинамических трубах и моделирование реальных катастрофических сценариев.

Необычная идея возникла у конструкторов после трагедии с лайнером Air India, чей двигатель отказал сразу после взлета. Выжил лишь один человек, и авторам задумки хотелось, чтобы у людей на борту было априори больше шансов не погибнуть в безвыходной ситуации.

С точки зрения физических характеристик создатели выделяют три ключевых задачи: замедление падения, гашение удара и ускорение поиска обломков. Специалисты в авиации считают проект перспективным, хотя отмечают, что дополнительный вес и сложность оборудования потребуют компромиссов.

Над разработкой задумались после трагедии с лайнером Air India, когда двигатель отказал сразу после взлета
Над разработкой задумались после трагедии с лайнером Air India, когда двигатель отказал сразу после взлетаИсточник: Recraft

Тем не менее REBIRTH уже вышел за пределы лаборатории и может претендовать на Премию Джеймса Дайсона 2025. Если разработка победит, команда получит 40 тыс. долларов на развитие. Подобных разработок в мире еще нет. Разве что компания Safeware выпускает смарт-воздушные подушки для работников — airbag-комплекты автоматически срабатывают при падении, защищая шею, спину и другие уязвимые части тела. Несмотря на похожую логику работы, в авиастроении это уникальный случай.

Ранее мы писали о том, кто такой авиадиспетчер и в чем его заменит ИИ.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru