Инвестиции, баскетбол и телешоу — как развлекается «доткомовский миллиардер» Марк Кьюбан

Обозреватель vc.ru изучил историю американского предпринимателя и инвестора Марка Кьюбана, который заработал состояние на продаже Broadcast.com, вложил деньги более чем в сотню проектов, а также владеет собственной баскетбольной командой и участвует в различных телешоу.

Некоторые миллиардеры пытаются изменить мир и внедрить новые технологии. Другие занимаются инвестированием или стремятся просто увеличить банковские счета. Но есть и такие, как Марк Кьюбан, который не только инвестирует и богатеет, но еще и всеми силами развлекается: он прикупил себе баскетбольную команду и снимается в телешоу. Его состояние составляет $3 млрд, и весомую его часть он заработал на продаже Broadcast.com. Кьюбан продолжает активно инвестировать, в том числе и в киберспорт, а также декларирует свои взгляды и мнения через личный блог.

37946bd6a46ea9.jpg

Ранние годы

Марк Кьюбан родился в 1958 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Его отец занимался драпировкой автомобильных салонов, а мать, судя по воспоминаниям Марка, постоянно искала себя, часто меняя работу. Предки предпринимателя эмигрировали в США сравнительно недавно. Дед со стороны отца переехал из России, а родственники со стороны матери — из Румынии. О школьных годах Кьюбана известно немного, намного больше фактов — о его попытках заработать.

Первый опыт продаж Марк получил лет в 10−11, когда помогал отцу спекулировать билетами на матч. На улице был ужасный ливень, и большая их часть размокла. Кьюбаны в тот день заработали минимум, но Марка не смутила неудача. Понимая, что у семьи не так много денег, он уже с 12 лет учился зарабатывать самостоятельно. Однажды он решил приобрести понравившуюся пару кроссовок для игры в баскетбол. Чтобы на них заработать, Кьюбан начал продавать мешки для мусора жителям своего квартала. Действовал он как торговый агент — поочередно заходя в каждый дом. На каждой коробке с мешками зарабатывал $3.

Часто встречается информация, что в школе Кьюбан не доучился и вместо этого на год раньше поступил в Питтсбургский университет. За обучение ему приходилось платить самостоятельно, а потому неуемный Марк продолжал трудиться во всех возможных направлениях и временами совмещал несколько работ. За время учебы в Питтсбурге он успел поработать барменом, учителем танцев и промоутером.

Через год Кьюбан решил перейти в университет Индианы — по слухам, из-за того, что обучение там стоило дешевле, чем в Питтсбурге. Здесь он изучал деловое администрирование и продолжал самостоятельно платить за учебу.

Встречается информация, что к последним курсам университета Кьюбан собрал капитал в $15 тысяч. Пообщавшись с одним из преподавателей, он потратил эти деньги на покупку небольшого студенческого бара, который под руководством Марка стал пользоваться популярностью. В 1981 году Кьюбан окончил университет Индианы. Что случилось с его баром, неясно, но в дальнейшей истории он не фигурирует.

Начало карьеры

Вернувшись в родной Питтсбург, Кьюбан стал клерком в банке Mellon и должен быть вносить данные в компьютеры. Марк взялся за работу со всем возможным рвением: присылал директору вырезки со статьями из журналов о том, как компании могут сэкономить, создал клуб для новичков и начал выпускать брошюры, где рассказывал о новых проектах Mellon и других новостях в банковской сфере. Он постоянно бомбардировал руководство различными записками и предложениями.

Директор Mellon сначала будто бы был доволен и похвалил своего сотрудника, но в дальнейшем такая инициативность начала его раздражать. В конце концов он вызвал Кьюбана на ковер и стал угрожать, что быстро с ним разберется, если так будет продолжаться. Сам Марк отмечает, что разговор был довольно нецензурным. Скоро он бросил эту работу.

В поисках себя Кьюбан вернулся в Индиану, где у него оставались друзья, и устроился в компанию Tronics, но и здесь не задержался надолго. Следующей остановкой стал Даллас: этот город Кьюбану посоветовали друзья, а главным их аргументом стало обилие красивых женщин.

С несколькими долларами в кармане Марк отправился в Техас. Он поселился в небольшой квартире вместе с пятью парнями приблизительно его возраста. Судя по всему, часть из них были его друзьями, или же они сдружились в процессе. Марк достаточно быстро нашел работу, снова став барменом.

В это время он начал всерьез интересоваться компьютерами. Некоторые источники утверждают, что раньше Марк мало понимал в этой отрасли, а выбрав соответствующий курс в университете, едва смог его закончить. Впрочем, заинтересовавшись темой, Кьюбан быстро в ней разобрался, освоил азы программирования и отправился искать работу в этой сфере. Его выбор пал на компанию Your Business Software.

О программировании речи не шло — компания попросту продавала софт. Учитывая активность Кьюбана, его навыки в сфере продаж и неплохое знание компьютеров, он вскоре начал солидно зарабатывать, попутно создавая клиентскую базу. Платили ему 18 тысяч в год и 10% комиссионных с каждой сделки.

Несмотря на успехи в YBS, Кьюбан не остался здесь надолго. Судя по его рассказу, дело было так. Однажды ему удалось заполучить клиента, сделавшего заказ на $15 тысяч. Кьюбан в отличном настроении доложил об этом начальнику, но тот велел ему отказаться от сделки. Марк не понял, чем вызвана подобная реакция, и взял чек, надеясь, что директор передумает, увидев такие деньги. Тот не только отказался от сделки, но и уволил Кьюбана.

От MicroSolutions до Broadcast.com

Марк остался без работы, но с чеком на руках, и решил, что таким деньгам пропадать нельзя. Он связался с заказчиком, все ему объяснил и предложил выполнить договоренность, если тот предоставит ему немного времени. Заказчик согласился, и в возрасте 25 лет Кьюбан приступил к созданию компании MicroSolutions.

8ddec2f315a6a3.jpg

Компания занималась перепродажей программного обеспечения. Работать было не очень легко, учитывая время и то, что Кьюбан пытался продавать и внедрять самые новые разработки. Чтобы обеспечить скорый рост, он использовал клиентскую базу, наработанную в YBS. Кроме того, он сам разрабатывал или адаптировал программное обеспечение для клиентов. Еще одним направлением работы компании был консалтинг, что в то время тоже было неплохой нишей, а потом MicroSolutions занялась обеспечением и настройкой различного сетевого оборудования для местных фирм.

Сам предприниматель отмечает, что ему приходилось много работать, но ни в коем случае не жалуется. В процессе работы подтверждалась аксиома, выведенная Кьюбаном еще в юности: главное — продажи. Отталкиваясь от нее, к началу 1990-х годов он сделал MicroSolutions заметным игроком на рынке продажи программного обеспечения, хоть и не лидером. В 1990 году Кьюбан продал компанию CompuServe за $6 млн. Различные издержки и налоги привели к тому, что он получил всего $2 млн.

Слухи о том, что после продажи MicroSolutions Марк собрался на пенсию, не совсем верны. Он действительно некоторое время отдыхал и путешествовал, но скорее для того, чтобы осмотреться и подумать, что делать дальше. Параллельно с этим он занялся инвестированием: удачно начал, и постепенно его состояние выросло от $2 млн до $20 млн.

Следующую компанию предпринимателю помогло основать его давнее увлечение. С самого детства Марк обожал баскетбол. По распространенной версии, в путешествиях он посещал матчи баскетбольной команды университета Индианы или слушал их по радио. Трансляции, судя по всему, велись не всегда, а ездить за любимой командой ему еще не хотелось. Кьюбан обратил внимание на интернет и решил, что мог бы организовать прослушивание матчей с его помощью. В 1995 году Марк вместе с Тоддом Вагнером, с которым они окончили один университет, создали компанию Audionet.

Это красивая версия событий, которая встречается в основном в интернете. Более правдивая история создания Broadcast.com. тесно связана с человеком по имени Крис Джаеб. В 1993 году Джаеб задумался об интернет-трансляциях матчей и соревнований, а вскоре запустил первую версию проекта Cameron Broadcast и начал искать инвестора. Познакомился с Тоддом Вагнером, а тот устроил ему встречу с Кьюбаном. Марку как фанату спорта идея понравилась, и он согласился вложить деньги.

Кьюбан инвестировал около 10 тысяч за 2% компании, но не хотел быть только сторонним наблюдателем, к тому же Джаеб допускал ошибки в руководстве проектом. Потеря контракта на ретрансляцию матчей привела к тому, что практически все пришлось начинать сначала. Так и появилась Audionet. Джаеб получил в заново созданной компании только 10% акций — остальное поделили Кьюбан и Вагнер.

Изначально Audionet вела в интернете аудиотрансляции игр баскетбольной команды университета Индианы. Кьюбан платил нескольким работникам около $10 в час и предоставлял опционы на акции, чем многие и воспользовались. Он шутил, что или поможет всем разбогатеть, или все хотя бы подружатся.

У Audionet появилась своя аудитория, Кьюбан начал договариваться с другими командами университетской лиги и вскоре стал транслировать все их игры. Дальше дела пошли еще лучше. Проект постепенно превращался в стриминговый сервис, по замыслу чем-то похожий на современный Netflix. Кьюбан всегда хорошо умел продавать, и когда он предлагал различным теле и радиошоу стать частью еще непонятного им интернет рынка, соглашались многие.

За несколько лет Audionet превратилась из транслятора университетской баскетбольной лиги в крупную интернет-компанию. В 1998 году сервис ежедневно посещали более 520 тысяч пользователей. Здесь транслировались все крупнейшие спортивные события вроде плей-офф NBA, концерты и телешоу. На сервисе было более 420 радиостанций, 20 кабельных сетей, аудиозаписи и аудиокниги. Можно было заказывать трансляции пресс-конференций и корпоративных мероприятий.

На Audionet работали каналы NBC, BBC, CNN и NASA TV, и это далеко не полный список. Среди ярких дебютов было, например, Victoria’s Secret Fashion Show. Сервис зарабатывал и на рекламе: Кьюбан на переговорах отмечал количество посетителей и их платежеспособность. В общем Кьюбан и Вагнер перенесли в интернет все, что только можно.

В 1998 году сервис изменил название на Broadcast.com. В этом же году было проведено IPO, и акции за день выросли в цене от с $18 до $64. Многие сотрудники могли бы уже тогда стать миллионерами, если бы не временный запрет на продажу акций. Быстрый рост сервиса привлекал многих ведущих игроков интернет-рынка, и через год этот интерес вырос в сумму $5,7 млрд. За такую сумму Кьюбан продал компанию Yahoo!, заработав на этом около $1,7 млрд.

722daa2992c47e.jpg

Многие исследователи отмечают, что Кьюбан точно подгадал момент продажи, сделав это на пике пузыря доткомов, когда его, без сомнения, успешный сервис был переоценен. Так Yahoo! заключила одну из худших сделок в своей истории, зато Кьюбан вошел в список богатейших людей планеты. В дальнейшем Broadcast.com, как и многие другие сервисы, попавшие под крыло Yahoo!, развалится и прекратит свое существование.

Телевидение и баскетбол

Разбогатев, Кьюбан наконец дал себе возможность расслабиться. Сначала он приобрел шикарное поместье в Далласе, где обжил лишь несколько комнат. Близкие предпринимателя отмечают, что в его кабинете стоит пять компьютеров и огромное количество мониторов — таким образом ничто из того, что интересует Кьюбана, не ускользает от его внимания. Следующей известной покупкой предпринимателя стал частный самолет Gulfstream 5 за $40 млн, на котором он летает на матчи своей баскетбольной команды.

Кьюбан не ушел из бизнеса: в 2001 году он вместе с Филипом Гарвином основал первую телевизионную сеть, специализирующуюся на спутниковом телевидении высокой четкости, — HDNet. Здесь освещались спортивные события, концерты, комедийные программы и музыкальные шоу. Также в компанию входит сеть HDNet Movies, транслирующая фильмы в высоком качестве.

В подобном формате HDNet просуществовала до 2012 года, после чего произошло слияние c AEG и ребрендинг. Новая сеть получила название AXS-TV, а сетка вещания претерпела существенные изменения. Сеть до сих пор отчасти принадлежит медиахолдингу 2929 Entertainment, который Кьюбан основал вместе с Вагнером в 2003 году. Позже они приобрели сеть артхаусных кинотеатров Landmark Theatres, а к ним киностудию Magnolia Pictures.

Здесь производятся достаточно резонансные фильмы — например, «Enron. Самые смышленые парни в комнате». В 2011 году появилась информация, что Landmark и Magnolia будут проданы, если за них предложат хорошую цену, но новостей о смене владельца пока нет.

В 2000 году предприниматель за $280 млн приобрел баскетбольную команду Dallas Mavericks, которая числилась в аутсайдерах и особых успехов до этого не добивалась. Кьюбан стал известным персонажем в спортивном бизнесе. Он активно участвует в жизни команды, агрессивно реагирует на ошибки судей и критикует неудачные решения.

Крупный конфликт вызвало высказывание Кьюбана о президенте NBA. Предприниматель отметил, что последний не способен управлять не то что ассоциацией, но даже кафе Dairy Queen. Публика живо откликнулась на слова предпринимателя, а он пошел дальше и целый день провел в Dairy Queen, отработав смену в качестве менеджера. По слухам, кафе за день получило месячную выручку. Приток клиентов обеспечили в основном фанаты Mavericks.

Марк не остановил свои нападки: точно известно, что $2 млн в год он тратит только на различные штрафы от Лиги за свои высказывания. Некоторые игроки команды отмечают, что президенту пора научиться держать себя в руках. Кстати, Кьюбан не прячется в VIP-ложах, подобно владельцам других команд, — вместо этого он садится либо возле тренера, либо возле фанатов своего клуба.

Фанаты от Марка в восторге, и не только потому, что при нем Mavericks играют лучше. Кьюбан, в отличие от других владельцев клубов, поощряет публичные высказывания болельщиков и прислушивается к их мнению. Некоторые усовершенствования домашней арены команды были сделаны именно по советам фанатов. Более того, он в каждом интервью с готовностью отмечает роль болельщиков в успехах команды.

С помощью болельщиков Кьюбан устраивает масштабные акции: например, по его инициативе трибуны освистали одного из бывших игроков Mavericks, который перешел в другую команду и приехал сыграть против своих бывших одноклубников.

Кьюбан активно общается с командой, хорошо знает ее игроков, но в тренировочный процесс, судя по всему, не вмешивается. После прихода Марка команда успела дважды выйти в финал NBA, один из которых выиграла. Многие связывают подобный успех с появлением Кьюбана, хотя сам предприниматель кивает в сторону главной звезды Mavericks — Дирка Новицки.

Когда Кьюбан приобрел Mavericks, он спорил не только с Лигой. В 2010 году Росс Перо, предыдущий владелец команды, который сохранил небольшой процент ее акций, подал в суд на Марка. По мнению Перо, франшиза Mavericks из-за неосторожных действий Кьюбана потеряла платежеспособность. До этого он несколько лет бросался подобными обвинениями, а теперь перешел к реальным действиям. Марк обвинения в свой адрес публично отверг, а позже раздавил оппонента в суде. Решение суда не удовлетворило бывшего владельца команды, и он подал апелляцию, но ничего не выиграл и продолжил вражду с Кьюбаном. Перо объявил, что продаст принадлежащие ему объекты возле стадиона, — правда, не воплотил угрозы в жизнь.

В 2011 году стоимость Mavericks cоставляла $1,15 млрд. Именно в этом году произошло упомянутое раннее чемпионство NBA, первое в истории клуба. Таким образом за 11 лет Кьюбан смог не только обеспечить лидерство Mavericks, но и сделать неплохой бизнес.

5b64cb72ce05f1.jpg

Баскетболом интересы предпринимателя в спорте не ограничиваются. Одно время он пытался договориться о создании совместного бренда с компанией WWE, проводящей реслинг-шоу, а также хотел приобрести бейсбольную команду Dodgers. Кстати, в реслинге он выступал еще и как судья. Вторым предпринимателем, который так же активно появлялся в WWE, был Дональд Трамп.

Инвестиционная деятельность

Еще одним направлением деятельности Кьюбана после продажи Broadcast.com стали инвестиции. Марк хорошо продумывает вложения, но, как и все, временами ошибается. На заре инвестиционной деятельности его стратегия была построена на знании команд проектов: он вкладывал деньги только в тех, в ком видел перспективы.

Впрочем, первые инвестиции Кьюбана мало что могут сказать. В 2004 году он вкладывал деньги в поисковики Mamma.com и IceRocket. Вложение в первую компанию, ставшую в итоге Copernic, привело к тому, что Кьюбана обвинили в инсайдерской торговле. В 2008 году Комиссии по ценным бумагам и биржам (КЦББ) стало известно, что предприниматель сбросил 600 тысяч акций компании, чем защитился от возможного убытка в $750 тысяч. Все бы ничего, но перед самой продажей Кьюбан доверительно побеседовал с главой Copernic.

Это дало возможность КЦББ обвинить предпринимателя в незаконном использовании инсайдерской информации, и в дело вступили суды. Кьюбан не стушевался от обвинений, активно давал интервью и пояснял свою позицию через блог. Вскоре он подал встречный иск, обвиняющий КЦББ в том, что ему отказали в возможности познакомиться с материалами дела. Суд он выиграл — в основном из-за того, что не подписывал бумаги, запрещающие ему продавать акции компании. Апелляции КЦББ также ничего не дали.

Одной из неудачных сделок стало приобретение акций Facebook в 2012 году. Перед IPO Facebook Кьюбан купил 150 тысяч акций компании, рассчитывая на внушительные дивиденды. Социальная сеть во время первичного размещения акций провалилась, а Кьюбан, по одним данным, заработал немного, а по другим и вовсе потерял деньги.

Еще одним известным вложением Кьюбана стал сервис Box. Марк стал первым его инвестором, вложив около $350 тысяч. Он мог бы заработать внушительную сумму, но всего через год не пришел к согласию с гендиректором компании Ааароном Леви о дальнейшем развитии проекта. В итоге он принял решение продать свои акции Леви и покинул компанию.

За свою карьеру инвестора Кьюбан вложил деньги как минимум в 100 компаний — конечно же, не все они были провальными, иначе состояние предпринимателя сокращалось бы, а не росло.

В 2012 году Кьюбан стал участником конкурса для начинающих бизнесменов Shark Tank. Победитель шоу получает вложение от инвесторов. За время участия в шоу Кьюбан, по некоторым оценкам, вложил деньги больше чем в 80 проектов. Сколько из них выстрелило — может сказать только сам Кьюбан или люди, которые с ним работают.

ae15bbf35d989f.jpg

Впрочем, об успехах нескольких проектов из Shark Tank следует рассказать. Один из них — компания Simple Sugars, которая производит средства для ухода за кожей с использованием натурального тростникового сахара. Кьюбан вложил $100 тысяч и получил 33% компании, а в 2014 году Simple Sugars получили доход в размере $3 млн.

Крупнейшим вложением предпринимателя стала компания TenThirty One Productions, которая специализируется на организации интерактивных ночей ужасов, когда любой желающий может стать героем любимого фильма в этом жанре. Кьюбан инвестировал в нее $2 млн. В прошлом году доход Ten Thirty One Productions составил $5 млн.

Также Марк наряду с другими предпринимателями вложился в Breathometer (владеет 25%) и Buggy Beds (владеет 5%). Продажи портативных алкотестеров Breathometer в 2015 году составили $20 млн. Компания Buggy Beds занимается профилактикой и ранним выявлением клопов и работает более чем в 20 странах, а ее продажи достигли $1,2 млн.

Shark Tank — не первое шоу, в котором участвовал предприниматель. Он вел вышедший в 2004 году телепроект под названием The Benefactor, в котором люди боролись за $1 млн, выполняя различные задания. Правда, этот проект продержался в эфире всего один сезон. Также Марк засветился в нескольких фильмах и сериалах, в том числе в «Крутом Уокере».

Еще одним проколом в инвестиционной деятельности предпринимателя стал Uber. Марк Кьюбан знаком с Трэвисом Калаником довольно давно: в 2005 году он инвестировал $1,7 млн в его пиринговую сеть Red Swoosh. Компания в итоге была приобретена Akamai за $23 млн.

Когда Каланик взялся за Uber, Кьюбан решил не инвестировать, хотя мог бы вложиться еще на заре существования компании. Сам Марк относит это решение к числу худших из тех, которые он когда-либо принимал. Стоит, отметить, что после продажи Red Swoosh любовь Кьюбана к пиринговым сетям куда-то исчезла, и он даже призывал провайдеров блокировать файлообменники.

Не так давно предпринимателя заинтересовал киберспорт. Он решил вкладывать деньги не в команды и не в организаторов соревнований и вместо этого инвестировал $7 млн в букмекерский сервис Unikrn. Стоит отметить, что в него также вложился Эштон Катчер. Это, похоже, не единственный интерес Кьюбана в киберспорте: в феврале 2016 года он заявил, что подумывает приобрести команду по League Legends.

Аналитики оценивают деятельность Кьюбана как инвестора по-разному: кто-то говорит, что он достаточно хорош в этой сфере, другие — что его успехи преувеличены.

Предпринимательские и политические взгляды

В чем Кьюбан мастер, так это в высказываниях: даже поверхностный интерес к его персоне откроет перед вами большое количество советов предпринимателя и его взглядов на бизнес. В 2011 году он даже выпустил книгу «Как выиграть в спорте под названием бизнес. Если я смог, то сможете, и вы». Временами Кьюбан обсуждает состояние ИТ-рынка и рассказывает о собственном опыте.

0f5091f8632c45.jpg

В последнее время он много рассуждает в своем блоге о проблемах современного технологического пузыря, выборах в США и о других актуальных темах. Некоторое время он активно поддерживал Майкла Блумберга как потенциального кандидата на двух предыдущих выборах президента. В 2015 году и сам размышлял о вступлении в президентскую гонку, где, по его мнению, смог бы легко победить и Хиллари Клинтон, и Дональда Трампа.

Стоит еще немного рассказать о личности Кьюбана. Он был с детства приучен работать и по сей день считает упорный труд важным. При этом он достаточно резкий человек, что подтверждают штрафы от баскетбольной лиги. В детстве, по его словам, на него произвела впечатление книга Айн Рэнд «Источник»: благодаря ей Марк понял, что нужно уметь отвечать за свои поступки, рисковать и независимо думать. Произведения Рэнд, кстати, восхищают не только Кьюбана, но и многих других современных предпринимателей и инвесторов, среди которых, например, Питер Тиль.

Говоря об организации бизнеса, Кьюбан часто отмечает, что не верит в концепцию генеральных директоров и руководителей, предпочитающих большие кабинеты и полностью оторванных от коллектива. Такие взгляды предприниматель приобрел в молодости, когда ему приходилось менять работу из-за конфликтов с руководством. Кьюбан считает, что проект может «выстрелить», только если вся команда заодно.

Иногда попадается фраза предпринимателя, что в его компаниях нет СЕО, а сам он занимает пост президента. Это не совсем правда: судя по имеющимся данным, в Broadcast и 2929 Entertainment эту должность занимал Тодд Вагнер.

К Марку Кьюбану относятся по-разному. Одни называют его настоящим гением и провидцем, который сумел заработать состояние, воспользовавшись кризисом доткомов. Другие — счастливчиком, успевшим спрыгнуть из тонущего корабля с $1,7 млрд в кармане. Кьюбану часто вменяют, что он не добился особых успехов после своей удачи с Broadcast. Тем не менее, Марк сумел вывести Mavericks на новый уровень, он активно делится опытом, инвестирует и участвует в телешоу — в общем, живет в свое удовольствие.

Твитнуть
Поделиться
Поделиться

В избр.

Ком.

Статьи по теме

©  vc.ru