Интервью с создателями народной почты «Туда? Туда!»
Интервью с создателями народной почты «Туда? Туда!» 8:00, 12.01.2015 | Разное | автор: Наталия Чеснова Артур Хачатрян и Макс Сатлер («Афиша-Город»/фотограф Мария Пацюк)
В процессе сбора информации о сервисе «Туда? Туда!» у меня накопилось множество вопросов, ответить на которые могли бы лишь те, кто варятся в этом сервисе и знают все детали и тонкости. Как и любой другой деятель пера и клавиатуры я начала искать прямые контакты с организаторами «народного» процесса доставки грузов и, знаете, нашла. Не без труда, конечно, но оно того стоило. Все вопросы, которые я выясняла до публикации и все, что прозвучали в комментариях к обзору, я задала двух симпатичным ребятам Максу Сатлеру и Артуру Хачатряну — создателям народной почты «Туда? Туда!».
Ната: Я в своём обзоре постаралась детально описать процесс доставки пакета из одного места в другой, но всё, что я говорила, было рассказано со стороны обывателя. Мне же интересно посмотреть на это с другой стороны и понять, как родилась идея, и откуда растут «ноги» народной почты?
Макс: Сейчас кажется, что идея летала в воздухе, но к нам она пришла, когда мы столкнулись с личной проблемой. Артуру надо было срочно передать обыкновенный CD в США. Пришлось ехать в аэропорт, искать у стоек регистрации человека с подходящим рейсом, уговаривать его. Тогда всё получилось, но позже, обсуждая ситуацию, мы задумались: неужели нет сайта, где можно заранее найти обычных людей, которые смогут передать то, что тебе нужно, в любую страну или город?
Артур: Да, да, мы очень удивились, не обнаружив в сети на тот момент (ОСЕНЬ 2013 года) ничего подобного. Конечно, в соцсетях было и есть множество локальных сообществ, через которые люди пытались найти добровольных посредников, но сервиса с удобным поиском подходящих по маршруту заявок на доставку и автоматическими уведомлениями не было. Наша работа всегда была связана с IT, поэтому эта задача оказалась нам по плечу — уже в марте 2014 года сайт заработал, а к ноябрю к нам присоединилось 5000 зарегистрированных пользователей.
Ната: Хорошо, откуда появилась идея понятно, но как вы её реализовывали? Ведь, согласитесь, недостаточно выносить идею, её нужно родить, а в вашем случае, родить вполне самостоятельный, полноценный продукт в виде сайта с вменяемым оформлением, поиском и нативным интерфейсом.
Макс: Ну мы же изначально создавали сервис доставки, прежде всего, для себя. В самом начале мы, конечно, опасались, что к идее что-то куда-то передать будут относиться с подозрением, но люди охотно регистрируются на сайте, оставляют просьбы о доставке и ищут заявки, с которыми могут помочь.
Ната: Допустим. Тогда скажите, какие самые распространённые просьбы? Вы же, наверняка, ведёте какую-то статистику и внутренний учёт.
Артур: Просьбы, с которыми приходят на tudatuda.com самые разнообразные: кому-то надо вернуть забытую в поездке вещь, кому-то привезти килограмм дефицитного пармезана для большой семьи, кто-то давно живёт за границей и соскучился по гречке. В общем, сколько людей — столько и потребностей.
Макс: Есть у нас немало и благотворительных истории: например, просят купить лекарства, которых не достать в том или ином регионе, перевезти животных из приютов на передержку или к новым хозяевам. Есть и сезонные тренды: ближе Новому году люди начинают передавать друг другу подарки, весной — летние вещи, осенью — зимние. Этой осенью было много просьб привезти с Востока Украины в Россию тёплые вещи, но, к сожалению, не всегда такие заявки находили исполнителей.
Ната: Да, относительно последнего, могу понять вас. Сама оттуда. Правда, не искала через ваш сайт никаких оказий, да и не перевозила ничего. Не знала о нём. Но скажите, я понимаю, когда это благотворительность или когда вы сами, дабы развить сервис таскаете по миру посылки, так сказать «за лайки в Facebook», но что движет большинством ваших пользователей, берущих грузы?
Макс: Мотивация у тех, кто берётся перевозить посылки или покупать для другого человека товары, самая разная. Максимально упрощённо: если для человека поездки — это профессия или что-то связанное с основной работой, то он будет воспринимать это как возможность подзаработать. Если человек, скажем так, «отправляется в путешествие», неважно, по путёвке, самостоятельно за границу или просто в соседний город проведать бабушку, то это совсем другое дело. Мотивация «путешественника» эмоциональная: они откликаются на трогательные истории, они хотят сделать доброе дело, им интересно познакомиться с новым интересным человеком. «Путешественники» охотно принимают в качестве благодарности за оказанную помощь предложения встретить на вокзале или аэропорту и подвезти до нужного места, устроить экскурсии по незнакомому городу, напечь пирожков в дорогу — варианты ограничиваются только возможностями и фантазией наших пользователей.
Артур: В общем, кто-то видит в нашем сервисе механизм взаимопомощи, кто-то — возможность немного заработать, а мы видим в «Туда? Туда!» площадку, на которой два хороших человека всегда могут договориться, а наше дело — просто помочь им найти друг друга.
Ната: Ну, если в ваших словах даже пятьдесят процентов искренности, я могу только порадоваться. Это реально необходимый сервис. Правда, слушая всё это, хочется спросить, а ваш интерес во всём этом какой? Сервис же даже за регистрацию заявок не берёт денег.
Макс: Это было наше обоюдное сознательное решение не вводить какую-либо монетизацию для пользователей на данном этапе и развивать проект как некоммерческий. Считаем, что самое важное сейчас — это донести нашу идею до людей, показать её работоспособность и безопасность. Так что на данный момент ТУДАТУДА — это полностью бесплатный для пользователей сайт, который развивает и поддерживает команда энтузиастов.
Артур: Даже если через какое-то время мы сменим настрой с «мы работаем за идею», на — «купить личный остров», мы можем смело пообещать, что сайт так и останется бесплатным. Возможно, просто добавятся какие-то дополнительные платные опции, например система расчёта прямо на сайте: перевод аванса сможет гарантировать, что обе стороны могут вернуть себе деньги. Но пока это только далеко идущие планы.
Ната: Но вы же вкладываете во всё это личные средства и личное время!
Артур: Да, усилий в разработку и продвижение вкладываем много, но эмоциональная отдача колоссальная. Мы уже получили огромное количество приятных отзывов от людей, которым помог сервис.
Ната: А есть то, чем бы вы хотели отдельно похвалиться? Например, я не знаю каких-то деталей, не спрашиваю, а вы хотите об этом рассказать?
Макс: Наша гордость — поиск на сайте. Специально разработанная система выстраивает маршрут путешественника на карте API Google Maps с учётом транспорта: самолёт, поезд или автомобиль. Она учитывает все города по пути и даже захватывает населённые пункты в радиусе 40 км от всех точек — вдруг путешественник сможет немного отклониться от курса. Таким образом, поездка Москва — Санкт-Петербург на машине будет отображаться и у людей, которые ищут, к примеру, доставку по маршруту Тверь — Бологое.
Артур: То же самое и на противоположной стороне поиска. Если Вы ищете оказию, то достаточно ввести в строке поиска откуда-куда и примерные даты. Если нужного человека пока нет, то вы добавляете описание того, что нужно доставить, и сохраняете заявку, а затем просто ждёте, когда на почту упадёт уведомление о появлении путешественника с подходящим маршрутом поездки. Если планируете поездку, то можете также воспользоваться поиском, чтобы найти людей, которым вы смогли бы помочь.
Ната: И всё равно, в комментариях к обзору сервиса на iPhones.ru больше половины негатива была относительно безопасности перевозок. Мол, я ему отдам свой плед, а он ушьётся с ним в Южную Африку и ищи — свищи. Или наоборот. Человек в кой-то веки выбрался с женой в Шарм Эль Шейх, решил попутно сделать доброе дело и захватил передачку из Пензы для Мустафы с рынка в Старом Городе от отдыхавшего там недавно соседа по даче. А в бандерольке той запрещённые препараты.
Макс: Ната, мы не перестаём говорить, что должен быть обязательный осмотр содержимого. Никаких запечатанных коробок, закрытых чемоданов и прочего! Тот, кто собирается ехать, заранее списывается с тем, кто отозвался. Переписываются они прямо на сайте и заранее выясняют все детали: что передают, вес, как это передадут, кто встретит и т.д. Если это международная доставка или предстоит перелёт самолётом, то стоит заранее перепроверить правила ввоза и вывоза товаров и ограничения авиакомпании, чтобы не столкнуться с перевесом или проблемами при досмотре. Не бойтесь показаться параноиком, задавая вопросы про посылку, ведь речь идёт о вашей безопасности. Кто-то даже просит копии паспортов получателя и отправителя, и люди воспринимают это вполне адекватно. В конце концов, если возникнут подозрения, всегда можно отказаться.
Ната: Ну всё, убедили. Параноик во мне снова лёг спать. Скажите, а были ли у вас забавные или необычные случаи? Органы не просили перевозить? (шучу)
Артур: Ха-ха. Да, у нас масса забавных историй, большинство которых связано с животными. Их же Почтой России не отправишь. Чаще всего просят перевезти личных домашних животных, но бывают и необычные заявки, например, осенью просили перевезти коршуна из Новосибирской области. Вообще-то коршуны сами улетают из тех краёв куда потеплее, но тут травмированная птица не успела восстановиться к перелёту и в итоге отправилась зимовать в Питер к людям.
Макс: Накануне Нового года мы переживали «бум». Все в этом году спешили передать подарки к празднику, поэтому логистика порой была очень причудливой. Так, например, по маршруту Москва — Санкт-Петербург каждый день перемещается довольно много людей, как поездом, так и на машине, есть люди, совершившие не один десяток доставок. Одному из таких «почётных путешественников» передали в Питере игрушечного Деда Мороза, чтобы он отвёз его в Москву, а затем в Подмосковье, откуда игрушку забирал уже другой человек, чтобы отвезти в Москву прямо заказчице, то есть в осуществлении одного маленького новогоднего чуда поучаствовало трое человек.
Ната: Ребята, большое спасибо за интересный разговор. Будем ждать от вас теперь ещё и приложение, которое упростит жить владельцам мобильных устройств.
Макс: Ната, спасибо тебе за интерес проявленный к проекту доставки с помощью путешественников ТУДАТУДА и обстоятельный рассказ о нас! Как обычно iphones.ru радует объективностью и широким освещением всех современных и интересных тем, связанных с мобильными технологиями!
Артур: Друзья, мы убеждены, что нормальных, порядочных людей абсолютное большинство и будущее сферы услуг во многом именно за такими краудсорсинговыми сервисами. Регистрируйтесь у нас на сайте и делайте добрые дела вместе с нами!)
Ещё интересное: Пробки в Google Maps! Итак, господа, случилось! Наконец-то в Google Maps отображаются пробки в… 3D-карты Apple против 3D-карт GoogleКарты Apple не ругал только ленивый. Точность данных поначалу была… Google не оставит iOS без своих картМожно найти тому сотню логичных оправданий, но факт остаётся фактом:… Наталия Чеснова, 8:00 @Nany_Nalatty nalatty80(at)gmail.comБудь первым
интервью, полезный в быту софт, сервисы, это любопытно