Интервью Алены Владимирской Олегу Тинькову: «Пока студент учится, он должен делать стартапы»
Редакция vc.ru приводит выдержки из интервью предпринимателя Олега Тинькова с основательницей рекрутингового агентства Pruffi Аленой Владимирской, опубликованные в блоге «Тинькофф Банка».
Олег Тиньков: Расскажи про себя.
Алена Владимирская: Я такая старая-старая черепаха. Рекрутирую больше десяти лет, для интернета это очень много. Хотя сейчас мы работаем не только с ИТ, а еще с кучей других отраслей. Но не потому что сами пошли — это другие отрасли стали работать через интернет: банки, ритейл.
Не поверишь, но по образованию я балетный критик. Это оказалось абсолютно не нужно. Хорошо, что я вовремя профориентировалась.
Расскажи, чем ты занимаешься.
Я ищу персонал. Еще я занимаюсь большой историей про «Антирабство», она про соискателей.
В чем суть: есть люди, которые почему-то остались без работы. Одни ее лишились и не знают, как искать, у вторых карьерный кризис. Вот дошел ты до сорока лет — и всё, устал. Был хорошим юристом, и думаешь: «Больше не хочу». Мы помогаем таким людям найти смысл в другой работе.
То, что ты рассказала, — это, по-моему, называется, middle-life crisis.
Да-да, но мы назвали красиво — «Антирабство».
Чем Pruffi отличается от других агентств?
Мы первые в России начали открыто хантить через социальные сети. Через приложение, рекомендации, просто публикацию вакансий. Что было до нас? Даже если кто-то пытался хантить через соцсети, то делал это тихо.
Я первая стала публиковать в Facebook вакансии с зарплатой в 1,5 млн рублей в месяц.
У хантеров был имидж великих и таинственных людей, которые приезжают в дорогих костюмах на дорогих машинах. Я рассказала, что хантер — это не великая миссия, а функция. Причем не самая интересная.
Мы научили людей хантить друг друга. Ты рекомендуешь человека и, если он выходит на работу, получаешь за это деньги. Так мы убрали издержки на поиск соискателя. У меня нет девочек-ресечеров, как в стандартном кадровом агентстве. Потому что за нас это делаете вы, когда рекомендуете друг друга.
А обороты и прибыль скажешь?
Сейчас не говорю. Одно время говорила, потом акционеры запретили.
Ты планируешь продавать компанию?
Есть два типа покупателей. Первые — это большие кадровые агентства, в основном зарубежные. Они хотят выйти на российскую территорию, поэтому покупают тебя как филиал. Это мне неинтересно, потому что тогда я уйду в найм. Периодически приходят разные порталы — они хотят нас купить как функцию. То, о чем я мечтаю, пока не случилось: хочу, чтобы нас купил LinkedIn.
А LinkedIn в России популярен?
Нет, непопулярен. И это лучшее, что может быть для меня, — ведь ему надо развиваться. Точнее, он популярен, но в узком сегменте. Если ты хочешь работать в международной компании, то активно используешь LinkedIn.
Напомню, что ты работала в Mail.ru Group.
Очень долго, да. Я много лет работала в найме
А сейчас ты предприниматель. Наши зрители мечтают открыть свой бизнес. Что ты об этом думаешь?
Не делайте! Если можете не делать — не делайте. Это ужас.
Куча работы?
Лучше в найме, да.
А почему ты решилась?
Я решалась четыре раза. Четыре раза приходила к Гришину (Дмитрий Гришин — соучредитель Mail.ru Group) и говорила: «Дима, я хочу, отпусти меня».
Я хотела проверить свой навык в реальном бизнесе. Когда работаешь внутри компании, ты всегда востребован, если не совсем дурак. Ну, ты делаешь и делаешь. А навык проверяется только деньгами.
Если юзер голосует за тебя рублем, значит, твоя услуга востребована.
Три раза меня Дима уговаривал, и мы открывали интересные проекты. На четвертый он сказал правильную мысль, в духе: «Слушай, я могу тебя оставить, но единственная потребность, которую я не могу изменить, — это желание сделать свое. Иди, делай. Если что, я всегда помогу». И он мне много помогал. Два года компания ждала меня обратно. Но я уже не вернулась, потому что мне понравилось.
Что важно для своего дела?
Ответственность за себя и за тех, кто рядом. Думаю, ты это отлично понимаешь. Еще склонность к риску и дисциплина. У людей, которые долго работали в госструктурах или похожих компаниях, ничего этого нет. Это все отмирает. Поэтому они будут мучиться и ничего не получится.
Что важнее в компании: мотивация или дисциплина?
Мне стыдно говорить, но у меня вообще нет никакой дисциплины. Потому что у нас такая работа: если хантишь топов, то первая встреча может быть в семь утра, последняя — в десять вечера. Вот представь: поймать тебя, чтобы проинтервьюировать. О какой дисциплине можно говорить, о каком рабочем дне?
Единственная дисциплина, которая существует, — это дисциплина по закрытию вакансий. В хантинговом агентстве все партнеры, потому что у нас есть невысокий оклад и большая прибыль от закрытия вакансий. Дисциплина образуется сама собой.
Хорошо. Теперь про женщину в бизнесе. Считается, что в России шовинизм.
Нет никакого шовинизма.
Почему ты так считаешь?
Потому что мальчики мне всегда помогали. Ты приходишь, такая девочка, и к тебе лучше относятся, советуют. С тебя, как ни странно, меньше спрашивают. Это не значит, что надо меньше работать, но это приятно.
Никогда не сталкивалась с шовинизмом. Я много работаю со стройкой, ритейлом — там я этого тоже не вижу. Возможно, это есть в очень жестких отраслях.
Главная проблема — это проблема времени. Потому что ты 16–18 часов на работе. Все эти разговоры вроде «Надо работать не 12 часов, а головой» подходят для тех, кто не начинал свое дело. Вот я с 16 часов перешла на 12.
Но это интересно?
Да, потому что прет. Но семья дико страдает. Поэтому советую девочкам: если вы хотите свое дело, то сначала устройте хорошую семью, родите и вырастите ребенка. Главный конфликт — это выбор между ребенком и своим делом. Мамино сердце рвет по полной.
Что ты посоветуешь молодым людям? На чем сейчас сконцентрироваться, чтобы не остаться через 10 лет за обочиной?
Все просто: если вы идете в старые отрасли и в старые компании, вам будет плохо. Потому что там руководят люди, которым 40−45 лет. Они здоровые, сильные и никогда не отдадут свое место. Вы быстро зайдете в карьерный тупик — без особенных денег и реализации. Не ходите в старые компании, не ходите в старые отрасли.
Мы на пороге технологической революции, поэтому надо идти в новые отрасли либо в компании, которые меняют старые. Это возможность реализоваться, быстро делать карьеру и много зарабатывать.
Что лучше для молодого человека: работать в большой компании и потом создавать свой бизнес — или лучше сразу попытаться?
Пока студент учится, он должен делать стартапы. 99,9% стартапов умрет, это понятно. Но он попробует свое дело. Хоть на очень маленьких объемах, хоть за 100 рублей в месяц, но потрогает, как это все работает.
После выпуска молодой человек должен пойти в большую компанию. Она даст другое видение рынка — не иллюзорное снизу, а видение лидеров. А еще связи и новые ниши. А дальше либо он в найме пойдет вверх, либо откроет свое дело. И тогда будет «обкэшивать» свое имя, знания и возможности. Правильный путь такой.
Поговорим про кризис. Я сижу в офисе и смотрю на страну через монитор. Я не вижу ее, не ощущаю. Ты — на острие. Расскажи, что происходит.
Много бизнеса умирает, особенно малого и среднего. Предприниматели стали проситься в найм.
Последние годы малый и средний бизнес постепенно уходил на работу вбелую. Предприниматели не хотели платить больше налогов, но думали: «Вот еще немного, и меня кто-нибудь купит, мне нужен хороший кредит в хорошем банке». А для этого надо быть белым.
Сейчас все изменилось: чтобы выжить, бизнес возвращается в серую зону. На предприятиях задерживают зарплату или переводят сотрудников на неполную рабочую неделю. Люди из маленьких городов соглашаются, потому что им некуда идти.
Очень плохо в туризме, в банках, рекламе, пиаре и медиа. Стало нехорошо в девелопменте, медицине и госсекторе.
А спрос есть?
Спрос есть в ИТ. Он даже вырос, потому что все отрасли стали работать с ИТ. Интернет до сих пор самая дешевая и быстрая площадка для продаж, поэтому айтишники нужны всем.
В избр.
Ком.
© vc.ru