ЮУрГУ внедрил образовательную платформу «Персональный виртуальный компьютер» на базе облачных вычислений

Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), корпорация Intel и компания «РСК Скиф» объявили о создании и внедрении в университете инновационной образовательной платформы «Персональный виртуальный компьютер» на базе облачных вычислений для высшей школы. В настоящее время в ЮУрГУ начата пилотная эксплуатация образовательной платформы, реализованной компанией «РСК Скиф» при участии специалистов ЮУрГУ и Intel, для обучения и подготовки специалистов инженерно-технических направлений, говорится в сообщении университета. Ее практическое использование в процессе обучения было продемонстрировано на примере лабораторного занятия в одной из студенческих групп.

«Реализация данного проекта на практике демонстрирует переход ЮУрГУ на новые принципы подготовки будущих высококвалифицированных специалистов инженерно-технического профиля. Повышение качества инженерного образования невозможно без использования в процессе обучения самых инновационных информационных технологий, к которым, безусловно, относятся облачные вычисления», — подчеркнул Дмитрий Тарасов, министр информационных технологий и связи Челябинской области.

«Персональный виртуальный компьютер» (ПВК) — это единая точка доступа к сервисам, составляющим инновационное образовательное пространство вуза, формируемое на базе технологии облачных вычислений, пояснили в вузе. Для каждого студента при поступлении создается персональный виртуальный компьютер с индивидуальным профилем, который постепенно наполняется необходимыми ему учебными сервисами по мере освоения им образовательной программы. После окончания вуза выпускник может продолжать использовать ПВК в рамках виртуального сообщества выпускников. Для запуска ПВК студенты используют личные ноутбуки или нетбуки, поддерживающие беспроводное подключение по стандарту Wi-Fi.

Наполнение электронного образовательного пространства вуза осуществляется преподавателями, каждый из которых имеет собственный ПВК. Они создают новые образовательные сервисы на базе облачных технологий, включающие в себя электронные учебные комплексы, конспекты и видеозаписи лекций, методические указания к лабораторным работам и др.

В целом использование в образовании платформы «Персональный виртуальный компьютер» обеспечивает: эффективное использование учебных площадей (отпадает необходимость выделять отдельные и специально оборудованные помещения под традиционные компьютерные классы); кардинальное сокращение затрат, необходимых на создание и поддержание компьютерных классов; качественно иной уровень получения современных знаний по специальности — студенты получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть интернет; более эффективный интерактивный обучающий процесс; возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса; возможность для студентов осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов; гарантия лицензионной чистоты используемого в процессе обучения ПО; сокращение затрат на лицензионное ПО путем создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе ПО с открытым кодом; минимизацию количества необходимых лицензий за счет их централизованного использования; централизованное администрирование программных и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе; эффективное использование имеющихся в вузе кластерных вычислительных систем.

«Современный инженер должен в совершенстве владеть технологиями компьютерного проектирования, моделирования и анализа при создании новых технических решений. Внедрение инновационной образовательной платформы “Персональный виртуальный компьютер” на базе облачных вычислений в Южно-Уральском государственном университете открывает новый перспективный путь модернизации и повышения эффективности инженерного образования в российской высшей школе, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию инновационной и конкурентоспособной экономики и промышленности страны», — убежден Александр Шестаков, ректор Национального исследовательского университета ЮУрГУ. Как он отметил, «сегодня мы показали использование нового подхода на примере одной инженерной специальности. В следующем учебном году в нашем университете начнется полномасштабное применение образовательной платформы на базе облачных технологий: первым будет приборостроительный факультет, а затем на нее перейдут остальные 11 инженерно-технических факультетов ЮУрГУ. Мы ожидаем, что через 2-3 года весь университет будет использовать эту новую технологию подготовки будущих специалистов».

«Быстрое внедрение инновационного решения для повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки будущих специалистов в ЮУрГУ с помощью облачных вычислений стало возможным благодаря гибкости и универсальности стандартной архитектуры платформ Intel, позволяющей использовать системы как для построения высокопроизводительных решений, так и для платформы облачных вычислений в ЮУрГУ», — подчеркнул Николай Местер, директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel в России. По его словам, внедрение и практическое использование данного решения позволит вузу объединить студентов, аспирантов, преподавателей в единое постоянно развиваемое информационное пространство. «Для упрощения доступа к информации наша компания совместно с ЮУрГУ планирует реализацию специальных льготных программ по приобретению устройств доступа (ноутбуков, нетбуков и др.) для студентов и преподавателей вуза», — добавил Николай Местер.

Как отмечается, разработанный и внедренный программно-аппаратный комплекс реализует концепцию «частного облака», когда вычислительные ресурсы находятся под полным управлением организации-пользователя, в данном случае ЮУрГУ. При этом были разработаны и внедрены масштабируемые решения предоставления вычислительной платформы как сервиса (PaaS — Platform as a Service), развернутые на существующих вычислительных ресурсах ЮУрГУ. Также «облачная» платформа компании «РСК Скиф» включает несколько дополнительных программных продуктов, доступных студентам и преподавателям как сервис (SaaS — Software as a Service), количество которых может быть расширено вузом путем интеграции в облачную среду собственного ПО. По мере роста вычислительных ресурсов, доступных для «частного облака» университета, планируется дальнейшее увеличение количества предоставляемых образовательных сервисов для повышения эффективности учебного процесса в ЮУрГУ.

©  CNews