Конкурс Intel «Каждому ученику - школьный ноутбук»

В начале лета Intel объявила о начале конкурса проектов «Каждому ученику - школьный ноутбук», в рамках которого с 1 июня по 20 сентября 2009 г. от российских образовательных учреждений принимались проекты по использованию персональных мобильных компьютеров в процессе обучения в средней школе (5-8 классы). Всего на конкурс поступило более 500 заявок из всех регионов России.

Intel_conkurs

Конкурс проводился в рамках проекта Intel World Ahead («Мир будущего начинается здесь») в поддержку Федеральной программы развития образования 2006-2010 гг. Главная цель Intel World Ahead состоит в увеличении количества пользователей персональных компьютеров и Интернета в мире еще на один миллиард, а внедрение образовательной среды «каждому ученику - по своему компьютеру» является ее неотъемлемой частью. Конкурс, проводимый летом и осенью этого года в российских образовательных учреждениях, должен лишний раз подтвердить, что эта концепция образования может быть реализована в различных условиях.

Благодаря этому конкурсу Intel рассчитывает выявить передовые методики применения персональных мобильных компьютеров и показать, что их использование может качественно изменить процесс обучения и приносимые им результаты. Найденные подходы к внедрению мобильных ПК можно будет повторить в других школах, и такое распространение успешного опыта станет еще одним важным результатом конкурса.

Инициативой Intel заинтересовались лидеры IT-индустрии - Cisco, Adobe, Aquarius, «Кирилл и Мефодий», «Новый диск». А «Лаборатория Касперского» стала официальным партнером конкурса.

Продвигая концепцию «один ученик - один компьютер», корпорация Intel делает ставку на недорогие мобильные устройства, спецификации которых определяются в ходе выполнения проекта Classmate PC («персональный мобильный компьютер ученика»).

27 августа 2009 г. в рамках ежегодного Городского педагогического совета в Санкт-Петербурге производственная компания Aquarius представила учебный ноутбук с поворотным сенсорным экраном Aquarius NS409 на базе Classmate PC 3-го поколения. Он является результатом совместной работы специалистов корпорации Intel, дизайнеров, преподавателей, психологов и впервые представлен на российском рынке.

Использование компьютеров типа Classmate PC стало основой проектов, присылаемых на конкурс «каждому ученику - школьный ноутбук», а лучшие из них Intel поддержит, передав школам-победителям по комплекту персональных мобильных компьютеров ученика (Classmate PC). Так как задача конкурса состоит в поддержке действительно перспективных инноваций, то полученные от Intel компьютеры после завершения собственного проекта школа-победитель сможет использовать по собственному усмотрению.

Члены оргкомитета конкурса сделали все от них зависящее для того, чтобы донести информацию об его условиях до каждой школы. При содействии Министерства Образования России во все регионы были разосланы официальные уведомления. Кроме того, сотрудники Intel связывались с региональными образовательными ведомствами, чтобы убедиться в том, что информация о конкурсе и его условиях была доведена непосредственно до школ.

Условия конкурса достаточно строги. Учебный класс или классы, в которых предполагается использовать Classmate PC, должны быть подключены к сети Интернет на скорости не ниже 128 кбит/с и оборудованы беспроводной точкой доступа Wi-Fi, способной объединить все компьютеры класса в единую локальную сеть. Такое требование позволяет привлечь для участия в конкурсе лишь те школы, где информационные технологии уже нашли себе применение. Имеющийся у школы опыт дает организаторам конкурса определенную уверенность в осуществимости конкретного проекта, а дополнительные гарантии успеха должно предоставить местное региональное ведомство по управлению образованием, поддержка которого - еще одно обязательное условие участия в конкурсе. В Intel полагают, что включение в конкурс только тех заявок, которые обеспечены административной и материальной поддержкой на местах, позволит рассчитывать на положительные практические итоги этой инициативы.

Как выяснилось, очень многие учителя, приславшие свои заявки на конкурс, прошли образовательные курсы Intel для учителей «Обучение для будущего», и с проектами корпорации в России знакомы не понаслышке. Участники конкурса, несмотря на период отпусков, нашли возможность уделить должное внимание и планированию собственных проектов.

У каждой присланной на конкурс заявки - свои мотивы. Общеизвестно, что учителя в разных регионах и городах работают далеко не в одинаковых условиях, при этом высокий уровень технического оснащения школы не всегда означает, что имеющиеся блага цивилизации используются эффективно. Одновременно с этим, не все учителя, особенно со стажем, охотно берут на вооружение новейшие технологии, а потому разумных инициатив стоит ждать только из тех школ, где желания и возможности совпадают.

В школе №1 г. Харабали Астраханской области подготовлен представленный на конкурс проект, руководит которым Татьяна Зорина, учитель биологии и химии. В этой школе применяется как очная, так и заочная форма обучения. Заочники ходят в школу вечером - в основном, это учащиеся с низкой готовностью к обучению разного возраста. Некоторым приходится совмещать учебу с работой и заботой о собственных семьях. Все это не способствует успеваемости, не говоря уже о неудобствах, которые испытывает взрослый человек, вынужденный сидеть за одной партой с ребенком. Татьяна Владимировна считает, что персональные мобильные компьютеры помогут увеличить возможности учителя в проявлении индивидуального подхода к каждому заочнику. Преподаватель рассчитывает на то, что ученик, получивший Classmate PC, проявит больше интереса к учебе, а заодно сможет приобщиться к компьютерным технологиям. Кроме того, в этом проекте допускается использование персонального мобильного компьютера дома, ведь основное время, которое тратят на учебу заочники, они проводят вне школы. Татьяна Владимировна с сожалением констатирует, что количество часов, выделяемое школьной программой на отдельные предметы и конкретные учебные темы, сократились до неприемлемого уровня. Требования сдачи общего для всех учащихся единого государственного экзамена не соответствует возможностям учителей в работе с заочниками, а работа эта не обеспечена должным образом ни нормативными документами, ни методиками. Недостающие методики, как предполагается, могут появиться в результате реализации предложенного проекта. Изначально предполагается использование компьютеров при обучении биологии и математике. Татьяна Владимировна ожидает, что работа в проекте даст ей шанс реализовать свои способности и сделать что-то новое. Она так же надеется привлечь всеобщее внимание к своим ученикам, которых зачастую относят к «людям второго сорта». По мнению педагога, ни система оценок в школе, ни структура учебной программы, ни сам ЕГЭ не способствует повышению качества образования, как не способствует этому и отношение в обществе к учителю как к обслуживающему персоналу. И хотя сверхзадача перевернуть всю систему образования перед учителями, задействованными в проекте, не стоИт, они надеются, что использование в учебном процессе Classmate PC сделает большей отдачу от совместных усилий учителей и учеников.

С тем что «спускаемые» сверху учебно-методические комплексы зачастую невыполнимы и не учитывают мнения педагогов, согласна руководитель другого присланного в Intel проекта - Елена Михайловна Плакса из средней общеобразовательной школы №10 города Таштагола Кемеровской области. Елена Михайловна - учитель английского языка. Он хотела бы с помощью персональных мобильных компьютеров увеличить эффективность преподавания своего предмета, а заодно получить новые возможности при выполнении обязанностей классного руководителя. В проект предполагается вовлечь 150 детей из четырнадцати классов и четырех педагогов. Кроме английского языка при помощи мобильных ПК будут идти обучение и на уроках географии. Авторы проекта полагают, что именно эти дисциплины требуют оперативного доступа к информации и возможности общения в режиме online с жителями других стран. В частности, общение с носителями языка позволит учащимся получить навыки аутентичной письменной и устной речи. Доступ к сетевым энциклопедиям даст возможность больше узнавать об изучаемых странах, при этом дополнительная информация будет не навязываться учителем, а выбираться учеником в соответствии с собственными интересами. Полученные в ходе эксперимента методики предполагается вынести на суд других учителей Таштагола, а при посредничестве Intel и сетевых ресурсов образовательной направленности, все методики станут доступными для всех желающих.

Даже когда часть проектов ещё находилась в стадии доработки и еще не была представлена на конкурс, было ясно, что модель «один ученик - один компьютер» востребована во многих российских школах, независимо от географии и своего статуса. В проекты предполагается вовлекать разное количество учителей и учеников, да и цели, к которым стремятся авторы заявок, отличаются по своим масштабам. Директор программы Intel «один ученик - один компьютер» в России и странах СНГ Ярослав Быховский выразил надежду на то, что в ходе написания и оформления заявок на конкурс представители учебных заведений и органов управления образованием задумаются над самой идеей школьного обучения, согласно которой мобильный компьютер становится такой же естественной частью учебной среды, как книга, тетрадь и авторучка. «Учеба - это только первые шаги. Повсеместное проникновение коммуникаций, предоставление людям устройств, с помощью которых они могут учиться, общаться, самореализовываться, развлекаться и зарабатывать деньги, приведет к таким изменениям, о которых мы сейчас можем только догадываться. Я думаю, это будут изменения к лучшему» - подытожил Ярослав Быховский.

©  Tom's Hardware