Инструкция: проверка интернет-бизнеса перед покупкой
Рассказывает Алексей Комаров, куратор ФРИИ и управляющий партнер площадки по продаже бизнеса «IT Бизнес Брокер».
Комплексная оценка и проверка бизнеса перед покупкой (Due Diligence) — важная и самая длительная часть сделки. Чем сложнее и старше исследуемые активы, тем больше времени может занять процесс.
Процедура Due Diligence отличается в разных сферах бизнеса, но принципиальное значение имеет структура проверки — четкий план, по которому ее эффективнее всего проводить. При проверке онлайн-бизнеса возникает ряд нюансов. Ниже я поделюсь методикой, которую рекомендуем клиентам для детальной оценки интернет-магазинов, онлайн-сервисов и мобильных приложений. Её можно менять в зависимости от конкретной специфики.
Зачем проверять интернет-бизнес
Детально проверять бизнес перед покупкой необходимо, чтобы выявить все возможные риски, с которыми может столкнуться покупатель, и обеспечить его информацией для взвешенного принятия решения.
Речь не идет о сокрытии данных продавцом: часто проверка выявляет скрытые риски, которые не были известны даже основателю бизнеса. Во время Due Diligence изучается устойчивость актива к внешним обстоятельствам и негативным сценариям.
Чем опытнее инвестор, тем больше данных он будет собирать во время проверки и тем больше внимания будет уделять малозначительным на первый взгляд нюансам. При интерпретации полученных данных неправильных подходов нет, у разных специалистов они могут отличаться.
Их общая цель — проанализировать наибольшее количество информации до принятия окончательного решения о покупке бизнеса. Степень детализации, необходимой при проведении Due Diligence, зависит от типа бизнес-модели, размера инвестиций и других факторов, влияющих на риски.
При проверке онлайн-бизнеса обратим внимание на семь аспектов:
- Доменное имя.
- Трафик.
- Финансы.
- Продавец бизнеса.
- Техническая проверка.
- Транзакции.
- Юридические вопросы.
Доменное имя
При проверке доменного имени важно убедиться в его уникальности, чтобы избежать претензий от правообладателей и снизить риск утраты домена. Закон понимает доменное имя лишь как способ использования товарного знака, но не защищает его как отдельный объект интеллектуальной собственности. Поэтому без зарегистрированного товарного знака отстоять в споре права на домен, сходный с известным брендом, будет проблематично.
Нужно проверить, не наложены ли на домен санкции поисковых систем. Этот этап не стоит игнорировать, так как их наличие существенно понижает сайт в выдаче или полностью исключает его из поиска, если речь идет о блокировке.
Возраст домена также имеет значение, поскольку поисковые системы учитывают его при ранжировании сайтов. Однако здесь есть и обратная сторона: нельзя точно знать, какой контент размещали по этому адресу в прошлом. Рекомендуем проверить историю домена с момента первой регистрации — узнайте, кому и когда он принадлежал раньше.
Полезные сервисы:
Трафик
Нужно проверить источники пользовательского трафика на сайте и подтвердить, что он естественный. На этом этапе мы должны исключить наличие «накруток» и использование запрещенных методов продвижения. Ни при каких условиях не покупайте интернет-бизнес, если не изучили его трафик с помощью систем веб-аналитики «Яндекс.Метрика» или Google Analytics.
Получите доступ к счетчику посетителей и первым делом составьте отчет по источникам трафика. Убедитесь, что все платные источники (переходы пользователей по рекламе), есть в списке затрат, которые предоставил пользователь. Если происхождение значимой части переходов на сайт неизвестно, попросите продавца разъяснить его и предоставить соответствующие доказательства. Если данных нет, затраты, скорее всего, были занижены.
Обратите внимание на переходы по ссылкам с других сайтов, особенно если на один источник приходится более 10% от общего трафика на сайте. Размещение ссылок на партнерских сайтах может скрыто оплачиваться продавцом для искусственного увеличения пользовательской массы перед продажей.
Проверьте, как менялась внешняя ссылочная масса сайта за последние полгода: резкий рост количества сайтов-партнеров и отсутствие затрат на информационное партнерство в финансовом отчете должны вызвать сомнение в честности продавца.
Дополнительные факторы
Распределение трафика по источникам
Обратите внимание на количество источников трафика и долю каждого из них в общей массе. Чем равномернее они распределяются, тем более надежным и независимым может быть интернет-бизнес. Чрезмерная зависимость от одного, пусть даже надежного источника (особенно если этот источник — переход по бесплатно размещенной ссылке на каком-то из внешних сайтов), снижает надежность бизнеса и повышает риски покупателя.
Среднее время пребывания на сайте и процент отказов
Эти показатели, как и среднее количество посещенных за сеанс страниц, косвенно свидетельствуют об интересе пользователей к контенту сайта и об удобстве его интерфейса.
Малое время пребывания на сайте, как и высокий процент отказов, может говорить о том, что на сайт направлен нецелевой трафик. По умолчанию «Яндекс.Метрика» и Google Analytics по-разному считают отказы: первая система считает отказом сессию менее 15 секунд, а вторая — просмотр только одной (главной) страницы сайта и отсутствие переходов вглубь (вне зависимости от времени пребывания).
Соответствие трафика доходу
Сравните ежемесячные данные о количестве уникальных посетителей на сайте с выручкой от продаж за те же периоды. Если большая часть продаж бизнеса происходит через сайт, то эти показатели должны явно соотноситься между собой. Если зависимости нет, узнайте причину у собственника бизнеса.
Полезные сервисы:
Финансы
Проверка финансового состояния бизнеса — одна из важных частей Due Diligence и сделки по покупке бизнеса. На этом этапе задача проверяющего — убедиться в достоверности предоставленных продавцом данных об обороте (выручке), прибыли и затратах бизнеса.
Для начала разберитесь, как бизнес получает деньги от клиентов и куда именно приходят платежи. Это могут быть безналичные поступления на расчетный счет ООО или ИП в банке, переводы на электронные кошельки («Яндекс.Деньги», WebMoney и другие) или банковские карты владельца бизнеса.
Для интернет-магазинов по-прежнему актуальна передача наличных курьеру при доставке товара. Часто владельцы интернет-компаний совмещают разные способы получения платежей, важно проверить достоверность каждого из них. Попросите продавца предоставить банковские выписки и отчеты о движении средств для каждого из платежных аккаунтов.
Дополнительную проверку можно провести с помощью удаленного доступа к банковскому и другим платежным аккаунтам через программу TeamViewer. Она позволит увидеть данные о транзакциях непосредственно в интерфейсе банка и самостоятельно сформировать нужный отчет. Подтвердить поступление наличных платежей могут чеки, товарные накладные или выписка из взаиморасчетов с курьерской компанией, которая принимает деньги за доставленный товар по договору аутсорсинга.
После изучения структуры входящих платежей нужно перейти к расходам бизнеса. Попросите продавца предоставить доступ к аккаунтам всех используемых им рекламных систем и онлайн-сервисов. Сравните движения средств в отчетах со значениями, которые продавец указывает в расходах.
После этого получите документы, которые подтверждают все остальные затраты бизнеса: зарплату сотрудников и фрилансеров, хостинг, оплату домена, аренду, телефонию и так далее. Проверьте бизнес на наличие скрытых трат, для этого разберитесь в организации основных бизнес-процессов и сопутствующих затратах. Задайте продавцу и себе следующие вопросы (актуально для интернет-магазина):
- Есть ли телефон для клиентов на сайте? Кто снимает трубку? Кто предоставляет услугу телефонии?
- Кто заказывает товар у поставщиков и платит им по счетам?
- Как товар доставляется покупателям?
- Кто ведет бухгалтерию и сдает отчеты?
- Кто настраивает рекламу и продвигает сайт?
- Как обновляется каталог товаров?
- Когда последний раз менялись дизайн и функциональность сайта? Кто этим занимался?
- На какой системе управления контентом работает сайт? Нужно ли оплачивать лицензии за использование ПО?
- Используется ли CRM-система для учета клиентов? Платная ли она?
- Какие платежные системы и онлайн-кассы используются в бизнесе?
Расходы бизнеса, как и доходы, могут относиться к разным счетам и производиться как наличным, так и безналичным способом, поэтому важно оценить их в комплексе. Для наглядности можно свести все платежи в единую таблицу. Такая таблица поможет при передаче дел и в дальнейшем управлении бизнесом.
Полезные сервисы:
Продавец бизнеса
В отличие от офлайн-компаний, при продаже интернет-бизнеса продавцы часто встречаются с покупателями непосредственно в момент совершения сделки. Поэтому в ходе проверки ключевой момент — убедиться, что контрагент — тот, за кого он себя выдает, что он действительно владеет компанией и имеет хорошую деловую репутацию.
Начните с социальных сетей: развитие любого онлайн-бизнеса требует активного продвижения и с высокой вероятностью продавец будет зарегистрирован хотя бы в одной из них. Найдите профили продавца в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и посмотрите, какую информацию о своем бизнесе он публикует.
Удостоверьтесь в финансовой дееспособности продавца — проверьте, есть ли информация о нем в базе данных судебных приставов и федеральном реестре сведений о банкротстве.
Техническая проверка
При проверке ИТ-бизнеса важно убедиться, что после передачи дел вы не окажетесь в ситуации, когда деятельность компании будет под угрозой из-за технических проблем. Основные риски связаны с отсутствием необходимой документации и описания, а также с недоступностью исходного кода. В этом случае невозможно будет его редактировать, и придется тратиться на услуги программистов, которые будут переписывать код заново.
Если нужно приобрести бизнес в электронной торговле (интернет-магазин), который работает на платформе CMS Bitrix, проверьте, были ли использованы пользовательские плагины и расширения. Если они есть, получите ли вы доступ к исходному коду, который при необходимости можно быстро изменить? Если нет, сможете ли связаться с программистами в случае возникновения технических проблем?
Для контентных сайтов, которые функционируют на WordPress и других популярных платформах, необходимо проверить используемые плагины (расширения), чтобы убедиться, есть ли у них лицензия и нужно ли платить.
Особо внимательно стоит относиться к покупке так называемых «самописных» сайтов — разработанных самостоятельно и без использования готовых решений на известных CMS. Документация в этом случае часто отсутствует, и изменить код может быть сложно.
Для хранения и передачи кода, а также для его описания и фиксирования удобно использовать GitHub.
Личное участие
Полностью автономного бизнеса не существует, поэтому до заключения договора постарайтесь узнать, сколько времени нужно будет потратить для успешного ведения дел
Продавец должен предоставить информацию о задачах и обязанностях, а также о рабочих часах владельца бизнеса. Поинтересуйтесь, какие процессы отданы на аутсорсинг, так как грамотное привлечение сторонних исполнителей позволяет существенно сэкономить время и дает возможность сосредоточиться на стратегическом управлении компанией. Однако распределение ресурсов должно быть эффективным: рассчитайте, будет ли уровень дохода соответствовать затраченным усилиям.
Юридическая проверка
Юридический анализ включает в себя проверку деятельности компании по нескольким направлениям:
- Легальность ИТ-бизнеса (не запрещен ли этот вид деятельности на территории того или иного государства, есть ли необходимые лицензии).
- Обязательства, которые возникли из заключенных сделок. Текущая стадия их исполнения.
- Участие компании в судебных процессах в качестве истца или ответчика.
- Наличие возбужденного исполнительного производства.
Проверить, ведутся ли судебные процессы с участием компании, можно с помощью «Картотеки арбитражных дел». Эта информация поможет оценить возможные убытки и прибыль после приобретения бизнеса.
Правовой оценке подлежат также объекты интеллектуальной собственности, включая зарегистрированные товарные знаки. Если они есть, убедитесь, что регистрация не оспаривается и нет риска ее отмены.
При проведении проверки важно точно знать, что весь размещенный на сайте контент был создан на основании заключенных с исполнителями договоров, чтобы избежать возможных претензий с их стороны.
Если у вас возникли сложности с проверкой или интерпретацией полученных результатов, обратитесь за советом к брокеру по интернет-бизнесу.
© vc.ru