Инструкция: как оформить письмо рекрутеру, если опыт не подходит под вакансию
ИТ-рекрутер агентства Spice Recruitment Таисия Филимонова написала для vc.ru колонку с советами, как составить сопроводительное письмо к отклику и как быть, если опыт и знания не подходят под требования вакансии.
Недавно я разбирала на HeadHunter отклики на вакансию менеджера киберспортивной команды. В заголовке указано, что требуется опыт от шести лет, в самом тексте — от пяти. Разве что жирным не выделяла (теперь выделила).
Кто откликается? Все, кому хоть немного интересна сфера. Инженер третьей категории с годом опыта, аккаунт-менеджер из digital-агентства, помощник администратора ресторана, коммьюнити-менеджер, резюме которого заканчивается серединой 2015 года. Эта вакансия именно для них, они идеальные кандидаты, и странно, что я им отказываю, да?
Где-то среди этих 227 кандидатов есть один релевантный. Может быть, два; может быть, десять. Когда я до них доберусь, обязательно напишу им на почту, в Skype или позвоню — в зависимости от того, какой способ связи указан как предпочтительный.
Я искренне рада, что люди проактивны и стремятся попасть в интересующую их сферу, — только я ищу конкретного человека под конкретные задачи, которые были согласованы с клиентом. Мне нужен человек с шестью годами опыта, с навыками ведения клиентов и развития бизнеса, разбирающийся в маркетинге и продвижении. Со свободным английским — достаточным, чтобы пройти собеседования и чтобы работать на нем. Нет, «чтения технической литературы» мало.
Если вам очень хочется в игровую индустрию или в киберспорт (или куда угодно, это только мой пример), но вы не подходите под описание вакансии — не надо на нее откликаться, напишите в компанию. Напишите в агентство, скажите, что нашли интересную вакансию, вам не хватает опыта или знаний, но вы хотите в индустрию. Спросите, есть ли подходящие варианты.
Только не пишите: «Прикрепляю резюме, хочу в киберспорт, расскажите про вакансии». Аналогичных писем у нас за день как минимум десять. Даже если хочется помочь человеку, сделать это не получится: кандидат не сказал, что ему нужно и почему.
Разбирая отклики на HeadHunter, я ищу в первую очередь кандидатов, которые подходят под требования вакансии. Если вы не подходите, у меня возникает вопрос, почему вы откликнулись. Но разгадывать эти причины для меня не в приоритете, поэтому я вам откажу. Если я вижу, что даже превью вашего опыта не подходит под вакансию, я не стану просматривать резюме.
Если вы не работали последний год — пишите сопроводительное письмо. Если ваш опыт подходит, но это не очевидно — пишите сопроводительное. Знаете, как выделиться среди серой массы кандидатов, — пишите сопроводительное и указывайте свои уникально подходящие навыки.
Если вы подойдете под другую вакансию, я не откажу вам, но и приглашать не буду. Не сейчас. Приоритет — найти подходящего кандидата под актуальную вакансию.
Возвращаясь к совету писать в агентство — учитывайте, что агентство не биржа труда. Мы ориентируемся в первую очередь на то, чтобы закрыть потребность клиента. Открывать приложенное резюме, строить ваш профессиональный путь, думать, куда вы можете подойти и как вам помочь, рекрутер будет тогда, когда у него будет время и возможность. Сформируйте запрос так, чтобы на него можно было отреагировать, в идеале за пять минут.
Длинное сопроводительное письмо, повторяющее резюме и добавляющее ваших переживаний, — это плохо. История вашей жизни, которую вы как будто писали другу во «ВКонтакте» вместо того, чтобы обсудить ее вживую за совместным ужином, — еще хуже. Не писать ничего так же плохо, как написать «Рассмотрите меня на вакансию» или «Готов приехать на встречу». Если вы пишете, вы чего-то хотите — будьте честны с собой и с человеком, который захочет вам помочь.
Увидели вакансию, но не подошли? Так и напишите и скажите, что вам интересно. Не нашли вакансию, но знаете агентство? Напишите об этом. Не рассылайте резюме всем подряд, вдруг где-то выстрелит — пишите персонализированно. Агентств много, но и кандидатов много, вы же в курсе. Иначе вас бы уже взяли на работу и сдались бы мы вам.
Если я вижу в копии письма еще пять агентств, я вряд ли на него отреагирую. Во-первых, ваше резюме теперь есть у всех, и, возможно кто-то его скопировал для своего клиента, и вы даже об этом не знаете. Во-вторых, если вы мне не подойдете сразу, то я сочту, что вам поможет кто-то другой.
Когда пишете письмо — отвечайте на первые вопросы, которые возникнут у рекрутера.
- Чего вы хотите. Это будет мой главный вопрос при звонке или в ответном письме. Коротко, но с примерами и фактами. Не «хочу быть генеральным директором», а «хочу руководить офисом в 30 человек (развивать бизнес в финтехе, открывать магазины одежды в Краснодаре)». Будьте честны и последовательны, чтобы я поняла, стоит ли рассматривать вашу кандидатуру под имеющиеся вакансии. Если у меня нет таких вакансий, это сэкономит время мне и вам.
- Какой у вас опыт. Пишите коротко, максимум в пяти предложениях. Если текста больше — непонятно, какой опыт ключевой. Называйте факты: не «огромный опыт управления в разных сферах», а «пять лет руководства финансовыми, юридическими вопросами и бэк-офисом такой-то компании (в таких-то индустриях)». Я должна понять, какие у вас основные преимущества и подходят ли они под запросы клиента.
- Почему вы этого хотите. Этот пункт крайне важен, если вы меняете сферу или претендуете на вакансию, для которой ценность вашего опыта неочевидна. Никаких полотен о любви к играм с 1998 года, о достижениях в Counter-Strike в первом в Рязани компьютерном клубе или о том, как вы будете счастливы стать частью банка, в котором у вас карта. Максимум пять предложений, в идеале — с фактами. Любите игры? Во что играете и почему. Хотите в банк? Почему хотите, в какой банк и какие перспективы привлекают. Я должна понимать, насколько осознанно вы выбираете сферу и есть ли смысл предлагать что-то другое. Можно написать, чего не хотите.
- Почему вы написали нам. Обязательный пункт. Причины можно осветить в начале письма или в конце, как удобнее. Я должна понимать, какой реакции вы ждете. Вас интересует, подойдете ли вы под вакансию? Привлекает компания и вы пытаетесь узнать, смогу ли я вас туда отправить? Просто хочется знать, как попасть в отрасль? Спросите именно это.
Ответили на все вопросы и текст не занимает два экрана? Прикрепляйте резюме. Рекомендую прикрепить его сразу в форматах PDF и Word в гарантированно читаемой версии. Если у вас самый новый Mac, а у меня Windows Phone с почтовым клиентом, я не смогу открыть резюме и не помогу вам.
Зачем Word, если PDF точно везде читается и отображается одинаково? Потому что агентства не отправляют резюме таким, как его пришлете вы. Нет, мы не переписываем ваш опыт — мы переносим его в шаблон, согласованный с клиентом. Компонуем образование, места работы и дополнительные комментарии так, как клиент будет их воспринимать. Копировать ваш текст удобнее из Word, потому что из-за смены формата какие-то элементы могут потеряться, и я все равно попрошу вас прислать документ в Word. Сделайте это сразу: я же знаю, что такое резюме у вас есть.
Если вы знаете консультанта, которому пишете, — пишите грамотно и уделяйте внимание именам и названиям. Меня каждую неделю называют Татьяной. Нашу компанию регулярно называют «кадровым агенством» (заметили, что буквы «т» не хватает? А я заметила).
Ваше письмо и резюме — единственная информация, на основе которой будет принято решение, уделить ли вам время между поисками подходящих кандидатов на актуальные вакансии. Максимизируйте вероятность ответа.
© vc.ru