Иностранные игрушки в СССР: от железного конструктора до американских "Трансформеров"
Практически каждая культовая история — будь то «Звёздные войны» или «Супермен», — это целый культурный пласт. Это и фильмы, и книги, и комиксы, и одежда, и сувениры и, конечно, многочисленные игрушки. И первоисточники могут быть самыми разными. «Супермен» вырос из графических новелл, «Звёздные войны» из кинематографа, а «Трансформеры» изначально были именно линией игрушек и лишь затем трансформировались (да, это игра слов!) в анимационную и кинематографическую форму. Они, кстати, относительно поздние — их разработала компания Hasbro на основе героев японского производителя Takara лишь в 1984 году — и производит их до сих пор.
Позже у меня появился собственный трансформер — дедушка подарил мне его в 1991 году. Это был китайский экземпляр, развалившийся на детали без внешнего воздействия сразу по извлечении из коробки. Но играл я с ним всё равно довольно долго.
Но вернёмся к теме. Мы решили вспомнить, появлялись ли в СССР импортные игрушки на легальной основе — будучи импортированными или производящимися по лицензии.
Железная классика
Вообще говоря, значительная часть советских игрушек была лицензионными или нелегальными копиями западных образцов. Самый известный, почти классический пример — это многочисленные клоны британского конструктора Meccano, известного у нас как «металлический конструктор с дырочками». Фрэнк Хорнби придумал принцип конструктора в 1898 году, в 1901-м получил патент, а в 1908-м наладил производство наборов под брендом Meccano, который существует по сей день.
В 1960-х годах «металлический конструктор с дырочками» появился и в СССР. Первые версии «Юности» (такое название получил конструктор) были точными копиями Meccano, с цветными деталями и довольно точными пошаговыми инструкциями.
Но впоследствии производство было налажено на самых разных заводах, и в зависимости от города и производителя советские Meccano носили разные названия — чаще всего просто «Конструктор». Сперва детали был исключительно стальными, затем появились алюминиевые разновидности, элементы которых можно было гнуть (с одной стороны, это мешало, с другой — позволяло придумывать новые модели).
Советские Meccano были невероятно популярны. Что интересно, эволюция металлических конструкторов в СССР и за рубежом пошла совершенно разными путями. Зарубежные комплекты постепенно усложнялись, появлялись новые формы деталей, в частности в Meccano были редукторы и шестерни (!), а некоторые комплекты доходили до тысячи элементов. Советские наборы, наоборот, упрощались, детали были стандартизированы, но зато ввиду однородности они заставляли детей комбинировать и придумывать собственные конструкции (поскольку модели в инструкциях зачастую были крайне примитивными).
Вопрос нелицензионного копирования за давностью лет истлел, и сегодня «наши Meccano» делает целый ряд российских фирм — хотя на рынке ещё в 1990-х официально появился и оригинал.
Электронные игры
В 1980 году на японском рынке появились первые электронные игры серии Nintendo Game & Watch. В разных модификациях они производились до 1991 года, и всего было выпущено 47 игр. Первой была Ball («Мяч»), последней — Mario the Juggler («Жонглёр Марио»). Они получили культовый статус — причём не только за рубежом, но и в СССР.
Да, именно в СССР. Потому что многие игры серии «Электроника ИМ» были точными клонами Nintendo Game & Watch. Официально они назывались «Карманные игры серии «Электроника» с индикатором на жидких кристаллах». Самой первой стала игра «Ну, погоди!» (1984), в которой многострадальный Волк должен был ловить падающие куриные яйца. Оригиналом была игра Nintendo EG-26 Egg (1981); по сути, заменили только картинку, вмонтировав в геймплей знакомых советским детям героев.
Интересно, что практически в то же время появилась другая версия той же игры — «Электроника 24–01. Игра на экране: Микки Маус», где героями служили Микки-Маус и Минни-Маус, практически неизвестные в Советском Союзе. В ней попросту не меняли героев, скопировав Nintendo MC-25 Mickey Mouse один в один. Сегодня эта разновидность считается редкой.
Потом были ещё «Тайны океана» (она же Nintendo OC-22 Octopus), «Весёлый повар» (Nintendo FP-24 Chef), «Космический мост» (Nintendo FR-27 Fire) и так далее. Собственно, все игры «Электроники», за исключением буквально нескольких, были копиями чужих разработок. Естественно, советские покупатели об это не знали. Справедливости ради замечу, что часть лицензий покупалась, особенно во второй половине 1980-х годов.
Настоящий импорт?
На деле, примеров копирования можно найти множество. Например, мечта всех мальчишек, танк-луноход «Электроника ИМ-11» (1985), был клоном BigTrak компании Milton Bradley (1979). И тут впору задаться вопросом, были ли в СССР настоящие импортные игрушки, которые привозили из-за рубежа и продавали в стране как иностранную продукцию?
Да, были, конечно –, но появлялись они спорадически, не на постоянной основе. В первую очередь «выбрасывали» игрушки производства ГДР — они были качественными и интересными. Особенно железные дороги и модели самолётов для склейки. От советских аналогов последние отличались качеством изготовления и тем, что детали подходили друг к другу (советские детали нужно было тщательно обрабатывать напильником). За подобными игрушками нередко ездили в Прибалтику — в Риге или Вильнюсе они появлялись с большей частотой, чем даже в Москве.
Также в Советском Союзе со временем начали использовать ту самую методику разработки игрушек, о которой мы говорили в самом начале. Если комикс или кинофильм становится популярным на западе, он тут же «обрастает» всевозможными дополнительными гаджетами, одеждой, сувенирами. В СССР это тоже взяли на вооружение — в частности, после невероятного успеха кукольных мультфильмов «Крокодил Гена» (1969) и «Чебурашка (1971) в продаже появились игрушки в виде полюбившихся детям героев.
Но настоящий прорыв произошёл уже в начале 1990-х.
Приход индустрии
В самом конце 1980-х годов границы стали понемногу раскрываться — появились издания простых американских комиксов, кооперативщики начали легально привозить зарубежные товары, а по телевизору с 1 января 1991 года начали транслировать «Утиные истории» (о, как советские дети неслись по воскресеньям к телевизору, чтобы увидеть новые приключения Скруджа и его друзей). А с развалом СССР в страну и вовсе хлынул поток всемирно известных брендов, о которых никто не слышали в Советском Союзе.
Одними из наиболее успешных «пришельцев» стали «Трансформеры». На деле история «Трансформеров» своеобразна. В 1984 году компания Hasbro приняла решение продавать на территории США две линейки трансформирующихся роботов японской фирмы Takara — Diaclone и Micro Change, появившихся ещё в 1970-х. Для этого провели ребрендинг, создав отдельное название — Transformers, и изначально просто реализовывали японские линейки под общим брендом, переклеивая шильдики. Но требовалось менять и конструкцию — в частности, японские игрушки имели металлические детали, которые в масс-маркете обходились дороже и требовали более сложного производства.
Поэтому Transformers постепенно стали отходить от «материнских» линий, и в том же 1984 году разделились на два знаменитых лагеря — автоботов и десептиконов. Были придуманы конкретные персонажи — Мегатрон, Оптимус Прайм, а для написания их «биографий» был нанят знаменитый Боб Будянски, художник и автор комиксов Marvel. А 17 сентября 1984 года на телевизионных экранах появились первые серии анимационной адаптации «Трансформеров». Весь мультипликационный сериал, снимавшийся с 1984 по 1987 года, включал пилотный сезон (3 серии), четыре полноценных сезона (всего 95 серий) и полнометражный фильм 1986 года!
Так вот, именно эта серия стала одним из драйверов постсоветского успеха игрушек Hasbro. Она наряду с другими знаменитыми импортными мультфильмами ещё в конце 1980-х попала в СССР — её в гнусавом переводе переписывали с одной видеокассеты на другую, а «полнометражку» показывали в видеосалонах. Многие дети смотрели мультфильмы о войне Десептиконов и Автоботов, и когда на рынке появились первые игрушки Hasbro, они были по-настоящему востребованы — дети хотели иметь то, что видели на экране. Конечно, немалую конкуренцию оригиналам составлял на тот момент Китай, поскольку его изделия были значительно дешевле. Но качеством они, прямо сказать, не отличались.
Сегодняшний день
С тех пор утекло много воды. Качественные игрушки-оригиналы появились во всех магазинах. И хотя китайских подделок тоже предостаточно, спросом они пользуются гораздо меньшим. В первую очередь из-за плохого качества, во вторую — из-за того, что китайцы вынуждены видоизменять оригиналы, чтобы не попадать под судебные преследования. Их подделки заметно отличаются от подлинников.
За прошедшие с середины 1980-х годы сменилось не одно поколение Трансформеров, каждый год Hasbro выпускает новые игрушки разной сложности и конструкции, а игровая Вселенная расширяется (в конце концов, любая Вселенная расширяется, это доказано физикой!) Под грядущую в конце года премьеру фильма «Автоботы: Бамблби» компания Hasbro выпустила очередную серию роботов-трансформеров — это два десептикона (Стингер и Кроубар) и два автобота — Бамблби и Рэтчет. Четыре новые модели — коллекционные и в прямом смысле эксклюзивные: до середины апреля они будут продаваться только в США и в России, то есть мы в какой-то мере повернули историю. В советское время импортные игрушки приходили к нам намного позже, чем в другие страны, а сегодня наоборот — раньше! Забавная и приятная мелочь.
И вот что странно — с одной стороны крайне скудный доступ к зарубежным игрушкам и их аналогам в СССР был, конечно, негативной стороной. С другой — мы и сегодня воспринимаем их ярче, чем американцы или, скажем, французы, потому что для нас этот удивительный мир открылся совсем — в масштабах человеческой истории — недавно. Буквально вчера. И продолжает открываться каждый день.