Илон Маск рассказал об автоматических такси, которые будут возить за копейки
Компания Tesla ещё не успела отчитаться о результатах квартала, а уже заполнила собой всё информационное пространство. По всей видимости, на это и был сделан расчёт: смягчить впечатление инвесторов от финансовых показателей рассказами о светлом будущем, до которого уже можно дотянуться рукой. Илон Маск (Elon Musk) в третьей части своего выступления перед аналитиками даже уделил внимание «истории создания невозможного», перечислив те достижения компании, в которые никто поначалу не верил.
Спортивный электромобиль Tesla Roadster первого поколения, с которого началась история Tesla, возглавил этот список. Далее в хронологическом порядке следовали Tesla Model S и Tesla Model 3, экспансия их производства, появление черепицы со встроенными солнечными батареями и развитие энергетического бизнеса компании. Во все эти «чудеса» на ранних этапах многие скептики не верили, но Tesla поставленных целей достигала — пусть и не всегда вовремя, как кокетливо подметил Маск.
Намечены и ближайшие вехи развития. Во-первых, объёмы производства электромобилей существующих трёх моделей компания намеревается довести до 10 тысяч штук в неделю. Во-вторых, к концу этого года должны быть разработаны все функциональные возможности, необходимые для полностью автоматического управления электромобилями марки. Это не значит, что «полным автопилотом» можно будет сразу пользоваться на серийных машинах. Вопросы испытаний, сертификации, законодательного регулирования никто со счетов не списывает.
Следующий год принесёт две новых модели электромобилей — компактный кроссовер Model Y и магистральный тягач Semi. Маск также надеется, что до конца 2020 года в одной из стран будет запущен сервис электрических роботизированных такси на базе модельного ряда Tesla. В прочих регионах ситуация будет зависеть от наличия законодательного разрешения на их эксплуатацию.
Все выпускающиеся с октября 2016 года электромобили Tesla имеют аппаратные компоненты, необходимые для реализации полностью автоматического управления. Не важно, используют ли они решения NVIDIA, либо собственные процессоры Tesla, которые начали устанавливаться несколько месяцев назад. Фактически, в роботизированное такси может превратиться любой электромобиль марки соответствующего периода после обновления программного обеспечения.
Стоимость такого такси не превысит $38 000 в минимальной комплектации. Расчётный ресурс — 1 600 000 км. Да-да, один миллион шестьсот тысяч километров. Стоимость пробега одного километра — чуть больше семи рублей по текущему курсу. На одном киловатт•часе электромобиль способен проезжать 7,2 км, в будущем Tesla рассчитывает увеличить этот показатель до 8 км.
Роботизированное такси стороннего производства, по подсчётам Маска, должно стоить не менее $200 тысяч. Покупка той же Tesla Model 3 в этом смысле кажется очень выгодной не только для частных клиентов, но и для таксопарков. Кстати, Tesla в ближайшее время реализует в фирменном приложении для смартфона возможность совместного использования электромобилей разными людьми. Желающие повысить эффективность использования своей Tesla смогут сдавать её в аренду. Аналогичным образом в будущем заработает и сервис автоматических такси.
Выпустить электромобиль без руля и педалей Tesla рассчитывает через пару лет. Впрочем, тут нужно учитывать юридические тонкости — в большинстве стран транспортные средства ещё долго будут обязаны иметь привычные органы управления. Маск убеждён, что только такси на электротяге смогут выжить на рынке, поскольку автомобили с ДВС имеют слишком высокую стоимость одного километра пробега.
Для организации фирменного автоматического таксопарка Tesla будет выкупать приобретённые в лизинг электромобили у владельцев. Их остаточная стоимость не превысит $25 000, а лет за десять эксплуатации такой машины в такси можно будет выручить сотни тысяч долларов.
С экономической точки зрения, пользоваться роботизированными электромобилями будет гораздо выгоднее, чем владеть собственным автомобилем, либо пользоваться услугами каршеринга.
Редкий легковой автомобиль используется более 20% времени. Роботизированные такси смогут трудиться непрерывно, останавливаясь только на подзарядку и регулярное техническое обслуживание. Последнее, кстати, тоже будет выгоднее, чем у машин с ДВС. Маск считает, что один «роботизированный таксомотор» сможет приносить до $30 000 чистой прибыли в год. Расчётный срок эксплуатации — одиннадцать лет. Проживут ли столько тяговые батареи, мы поговорим в отдельном материале.