ИИ, современные технологии, музыка: прогресс глазами диджея Apashe
ПМ: Ты занимаешься музыкой с 9 лет. Насколько изменились инструменты музыкантов, делающих электронную музыку в начале 2000-х и современных музыкантов, таких как ты?
Что касается меня, я не делал музыку 20 лет назад, ведь мне только 28. Но у моего отца была звукозаписывающая аппаратура, и в возрасте 8−9 лет я изучал ее программы. Уже тогда были технологии для записи инструментов, и параллельно появлялись компьютерные технологии для создания электронной музыки, например, синтезаторы.
Углубленно я начал изучать все это в 2008—2009 годах, даже позже. Тогда компьютеры могли позволить уже больше, но люди пока в этом не настолько хорошо разбирались. Тогда все только начиналось. Если мы будем сравнивать инструменты тогда и сейчас, то они приблизительно одинаковы, может у современных качество получше, но все же они похожи.
ПМ: То есть люди сделали прогресс за это время, а не компьютеры.
Да, конечно. За это время появилось много программ, но я знаю нескольких людей, которые творили чудеса с техникой тоже. Они пытались найти новое звучание, потому что компьютеры были хуже, но доступные инструменты были чем-то похожи на сегодняшние. Сейчас компьютеры могут позволить использовать больше музыкальных дорожек, плагинов, потому что они более мощные. Но в корне это все то же самое, что было раньше. Я до сих пор пользуюсь теми же плагинами, что и 10 лет назад. Качество моей музыки очевидно улучшилось, но я думаю, что это благодаря моим развитым ушам и моей работе, но не инструментам. Возможно, кто-то захочет это оспорить, ведь сейчас есть очень крутые плагины, которые совсем меняют правила игры. С другой стороны, если мы говорим об электронной музыке, сейчас много механизмов, расположенных вне компьютера, довольно дорогостоящих. Сейчас нам всем намного проще, потому что к ним есть доступ.
Говоря это, я вспоминаю компанию Behringer, которая сейчас производит продукцию, которую 40 лет назад выпускала компания Moog (Moog music) за очень маленькие деньги.
ПМ: У тебя музыкальное образование. Но насколько важно современным музыкантам знать ноты? Умение играть на классических инструментах, например, на фортепиано? Или современные технологии сделают это ненужным?
Я не знаю, какой стороны здесь придерживаюсь, потому что с одной стороны есть люди с очень хорошей музыкальной теоретической подготовкой, но они менее креативные, чем люди с нулевым образованием, которые делают очень крутую музыку. Мне кажется, что я где-то посередине, и все зависит от того, что человек хочет делать.
Конечно, музыкальное образование помогает понять, что ты собираешься сделать, но все же важно присутствие идеи, осознание того, что ты хочешь сказать и каким путем донести это до публики, твое артистическое видение и креативность.
Образование конкретно мне помогло понять, почему я не могу найти завершающий аккорд, или во время сочинения возникают проблемы, например, звучит не так, и таким образом можно решить эту проблему. Но в то же время, люди с нулевым образованием могут создавать также крутые вещи.
ПМ: Тогда как ты думаешь, будет ли более интересно и креативно искать пути сочинения музыки людям совсем без музыкального образования?
Я думаю, это как раз мой случай, потому что когда я начинал, у меня особо не было музыкального образования. Я много занимался ударными, но мои способности в гармонике и аккордных цепях не были развиты. Я получил больше информации из Youtube и интернета, чем за время моего обучения. Позже я вернулся в университет, чтобы научиться лучше понимать, что делаю. Это было скорее для меня самого, чем для прокачки сочинения музыки.
ПМ: В России сейчас есть достаточно модный сервис генеративной музыки Mubert, где музыку специально для вас собирают и играет искусственный интеллект. Используешь ли ты ИИ в своем творчестве? Где ты видишь место этой технологии в современной музыке?
Я сам этим не пользовался, но видел результат у других, и это классно. Кстати, в том же самом здании, где находится моя студия, расположена компания Landr, у них есть треки, в которых они используют ИИ. И это очень хорошая музыка, если держать в голове, что ее делает компьютер. Я ими не пользуюсь, потому что это замещает некоторую радость от работы. Я люблю сведение и мастеринг, и не хочу упускать этот прикольный процесс. Так что я еще не использую эти технологии, но я знаю, что ИИ хорошо делает сведение и мастеринг.
Думаю, что компьютеры смогут создавать крутую музыку в ближайшем будущем, эта область быстро развивается. Да и если рассматривать тот факт, что можно просчитать новый хит, потому что мы все используем одни и те же аккорды, темп и инструменты, то теоретически, это легко воссоздать с помощью компьютерных технологий. Так что я уверен, что через некоторое время у нас появятся компьютеры, создающие песни/треки.
ПМ: Как думаешь, смогут ли технологии и искусственный интеллект заменить в музыке работу человека?
Если у очень хорошего певца нет идеи или уникального тембра, он будет просто хорошим исполнителем. Это не означает, что его будет приятно слушать или он будет великим музыкантом.
Мне кажется, нам нравится чувствовать эмоции исполнителя, коммуницировать с его музыкой. Тембр и сама «текстура» голоса очень отличаются у разных исполнителей. Думаю, когда компьютеры научатся делать музыку —, а это скоро произойдет — она будет отличаться от музыки, созданной человеком, потому что человеку есть, что донести.
ПМ: Какие новые плагины тебя зацепили за последнее время?
Это хороший вопрос. Я довольно олдскульный, пользуюсь своими старыми инструментами, потому что все сразу набрасываются на новое, а я оставляю свои старые плагины. Я до сих пор тащусь от Universal Audio — они начали с реальных аппаратов и писали плагины для работы с ними. У них есть отличные ревербераторы, эквалайзеры, компрессоры. Мне безумно нравится, что они звучат как аппаратные эффекты, а не digital-плагины.
ПМ: Как рождается звук? Где-то проходит тонкая грань, и есть ли связь между музыкой, созданной человеком, а где-то начинается синтезированный, не природный звук?
Для меня звук не появляется из ничего. И там, и там используются те же самые инструменты, хоть они исходят из компьютера. Все используют те же самые DAW (Digital Audio Workstation), виртуальные синтезаторы, эквалайзеры и все это — безграничные возможности.
Некоторые люди любят одни синтезаторы больше, чем другие. Кому-то сейчас нравится один синтезатор для создания музыки в этой стилистике больше, чем другой. Но так или иначе есть тренды, которые всплывают в разных жанрах. По моему мнению, идентичность музыки формируется сегодня именно трендами. И, отвечая на этот вопрос, я понимаю, что у электронной музыки абсолютно классические корни. Просто люди привыкли к определенным инструментам — гитара, вокал, ударные — сейчас технологии позволяют больше, и все это идет из электронной музыки.
ПМ: То есть digital не влияет на музыку, только предоставляет больше возможностей в виде инструментов?
Да, это просто инструменты. Каждый может решить использовать оригинальный или «стандартный» набор инструментов, что и делает большинство создателей музыки.