Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

2014 год остался позади. Мы подвели итоги, раздали награды, звякнули бокалами — казалось бы, пора двигаться дальше. Но нет, ещё не время. Составление дайджестов по iOS, Android и Windows Phone — дело полезное и приятное, но и аналитика не помешала бы. Так что же изменилось за эти двенадцать месяцев? За год вершились судьбы народов — не может же быть, чтобы огромная индустриальная машина не сдвинулась ни на сантиметр. Вынуждены констатировать: чуть революцию не проспали!

На первый взгляд обошлось без кардинальных перемен. В топах чартов всё так же восседают Candy Crash Saga и Clash of Clans, продолжая зарабатывать миллионы на копеечных внутриигровых покупках. Действительно, для казуальной аудитории вспомнить о прошедшем годе практически нечего. Ведь основные действия развернулись на территории так называемого core-гейминга. Мы постарались собрать в одном материале все ключевые тенденции прошедшего года и объяснить, почему наступивший 2015-й — самое подходящее время, чтобы начать всерьёз увлекаться мобильными играми.

Клоны — это норма «Ха, тоже мне новость!» — скажут некоторые геймеры, и в принципе будут абсолютно правы. Даже в среде мобильного сегмента давно прижилась такая практика: начисто копируешь механику популярной игры, заворачиваешь в новую обёртку, может быть, выбираешь другой сеттинг — вуаля, готово! Среди разработчиков продукт такого сомнительного «творчества» называется «ре-скин». Переодевание, то есть. Но речь не о том. Прошедший год показал, что в случае с несложными игрушками можно не заморачиваться ре-скинами и клепать стопроцентные копии, как поддельные китайские сумки.

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Кто-нибудь, подсчитайте, сколько клонов породила скандально известная Flappy Bird? Более того, оказалось, что порой не нужно менять даже название — словно это имя нарицательное, а не собственное. 2048, 2048+, 2048 HD, True 2048. Угадаете, которая из них — оригинал? Забавно, но правильный ответ — ни одна из перечисленных. А ведь большинство игроков вплоть до декабря, когда Apple объявила лучшие игры уходящего года, даже не подозревали о существовании Threes — той самой, первой головоломки, запустившей моду на 2048.

Интересно, что рынок с готовностью принял такой поворот событий. В последнюю очередь нас интересовали детали и аккуратность исполнения, главным было познакомиться с популярной механикой — вот и качали то, что первым попадётся на глаза в сторе. Flappy 2048+ HD by Petrov Ivan? Ок, сгодится.

Простейшие аддиктивные игры Flappy Bird, Swing Copters, 2048, Timberman — вы и сами знаете, о чём речь. Недовольные могут бурчать, мол, в какой же ад катится этот мир, но на самом деле все остались в плюсе. Разработчики получили источник быстрого и легального отъёма денег (шутка ли, собранная за пару дней Flappy Bird с одной рекламы приносила своему автору $50 000 в сутки). Некапризные пользователи весело провели время, набивая новые рекорды. Игры как явление, пусть и не во всей красе, но сумели выйти за рамки привычной аудитории (о той же Flappy Bird писали даже совсем непрофильные СМИ).

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Но главное — все эти одноклеточные забавы похожи на здоровую попытку переосмыслить эпоху NES, когда такие вещи, как сюжет и постановка обретались далеко на втором плане, а главным в любой игре был, собственно, процесс. Всем недовольным «мыльным кинцом» впору радоваться: по-хорошему, такая тенденция должна заставить геймдизайнеров вспомнить о первоначальной цели виртуальных развлечений.

Игры активно портируются В 2014-ом островок планшетов и смартфонов оказался весьма гостеприимен к пришельцам с большой земли. Портировались игры всех мыслимых цветов и размеров жанров. Хотите кубический инди-платформер — вот вам Thomas Was Alone. А парочку сочных шутеров не желаете? Есть BioShock и Oddworld: Stranger«s Wrath. Предпочитаете тактические стратегии? Обратите внимание на X-Com: Enemy Within. Хочется еще немножечко GTA? И для вас найдется Chinatown Wars. Даже любители масштабных эпических RPG не ушли недовольными, ведь теперь на массово популярных Android-смартфонах можно поиграть в культовую Star Wars: Knights of the Old Republic.

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Тенденции поддались даже отечественные игроделы из «Буки», решившие переиздать на Android похабный квест про Штырлица. Всё дело, конечно же, в технологиях, которые наконец-то выросли из коротеньких штанишек и уже готовы соревноваться в производительности с портативными консолями. В одном из предыдущих материалов мы отметили, что такие переиздания частенько оказываются не лучшего качества или вовсе не приживаются в новом формате из-за идеологического диссонанса. Но мы всё-таки хотим верить, что это всего лишь вопрос времени, и разработчикам нужно просто набить руку.

Игры готовятся одновременно для старших и мобильных платформ А вот это уже серьёзно. Только вдумайтесь: не порты десятилетней давности, не дешёвые переиздания; здесь и сейчас игры изначально разрабатываются для консолей и смартфонов одновременно. Когда видишь в одном списке релизных платформ PlayStation 3 и iOS, в голову против воли лезет пошлое, но как никогда актуальное «до чего дошёл прогресс». И ведь речь не о примитивных гаражных заморышах. Hearthstone — живая классика от великой и ужасной Blizzard, артистичная Valiant Hearts от Ubisoft, игровые сериалы от Telltale Games, жемчужина тактического жанра Banner Saga, возрождение популярной линейки квестов Broken Sword 5, скандально знаменитый Goat Simulator… Все как на подбор в меру дорогие, яркие, глубокие.

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Мы давно привыкли, что игры кочуют между PC и консолями, и только планшеты со смартфонами обиженно стоят в углу и наблюдают за праздником жизни издалека. Кажется, не за горами тот день, когда волнение будет вызывать уже не факт наличия мобильных платформ в списке поддерживаемых, а как раз наглое отсутствие. «Ну вот, на Xbox One выпустили, а Windows Phone опять обделили».

Анонсы новых программных технологий Осенью Apple всколыхнула общественность презентацией нового интерфейса программирования Metal, который, говоря по-простому, снижает нагрузку софта на «железо», и за счёт освободившихся ресурсов позволяет отрисовывать больше красивых графических эффектов. Не будем нагружать вас техническими подробностями, дело не в них.

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Такая разработка недвусмысленно обозначила сразу две позиции «яблочной корпорации». Первая: мы приложим все усилия, чтобы iOS стала серьёзной игровой системой. Вторая: пора приостановить мегагерцевую гонку и заняться программными технологиями. Помните, как в свое время нас будоражили известия о новой версии DirectX или Nvidia PhysX? Возможно, ситуация повторится, и уже совсем скоро нас ждут анонсы технологий, призванных изменить наши представления о том, как должны выглядеть мобильные игры.

Победа системы freemium Ситуация с условно-бесплатными играми ничуть не изменилась с 2013, а значит freemium снова победил. Нет, даже не так. Победил донат. Ведь, интересное дело: из 11 самых скачиваемых за 2014 платных (!) игр для iPhone и iPad шесть (т.е. больше половины) продолжают продавать монетки, жизни, обмундирование и что там ещё продаётся. Добро пожаловать в эпоху дважды платных виртуальных развлечений! В дальнейшем видятся ровно два сценария развития событий. В оптимистичном большие игры для продвинутой аудитории начнут массированную атаку на рынок. Как следствие, средний чек за покупку игры вырастет в несколько раз, зато мы навсегда забудем о внутриигровых транзакциях.

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Но есть и другой сценарий. В нём ресурсы в Heroes of Might and Magic 3 HD будут продаваться по $0,99 за штуку, а freemium, как голодный вирус, поразит все без исключения игровые платформы. Ведь уже сейчас можно наблюдать первые очаги заражения за стенами мобильной индустрии. Вспомните хотя бы рейсинг The Crew. В игре за ~$35 для PC и $70 для консолей нового поколения мы обнаруживаем заоблачные цены на автомобили и спасительную возможность прикупить игровой валюты за реальные деньги. А теперь переведите эти цены на рубли с учётом нынешнего курса. Но, как бы там ни было, а бедные любители и любительницы Candy Crash Saga будут страдать и дальше — уж больно прибыльной оказалась модель.

Большие корпорации обращают внимание на мобильные платформы В принципе, это не новость — прецеденты случались и раньше. Например, когда 2К Games выпустили Civilization: Revolution не только на всех «взрослых» системах, но и для iOS. Важно, что в прошедшем году тенденция начала набирать обороты и вот-вот может стать массовым явлением. Да и одно дело — порт, а совсем другое — большой и глубокий эксклюзивный проект. Ведь та же Civilization: Revolution 2 вышла исключительно на iOS и Android. Нет, было бы наивно считать, что издатель пошел ва-банк на мобильные платформы. Ведь тем временем на PC геймеры с упоением заигрывались в блестящую Civilization: Beyond Earth. Здесь важно, что 2К решила «не обижать» владельцев смартфонов, да ещё доверила разработку лично Firaxis и Сиду Мейеру.

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Ещё один важнейший релиз — World of Tanks: Blitz. Формально это не эксклюзив, а всё тот же WoT, грамотно адаптированный под специфику портативного гейминга. И всё же — вы могли представить, что однажды будете играть «Линейку», World of Warcraft или Battlefield на телефоне? А вот фанатам WoT уже и представлять не нужно.

Мобильные игры начинают воспринимать всерьёз Пожалуй, это главное достижение индустрии даже не за год, а за декаду. О ней заговорили. Её признали за свою. Новостная лента и социальные сети буквально трещали от количества упоминаний мобильных тайтлов. Звание игры года по версии журнала TIME досталось виртуальной адаптации приключенческого романа 80 Days. На пути к победе плэйбук обошла таких гигантов, как Alien: Isolation, Dark Souls II и Middle-earth: Shadow of Mordor. Кстати, карточный блокбастер Hearthstone и очаровательная головоломка Monument Valley с комфортом разместились на 4 и 7 местах чарта соответственно. Хидэо Кодзима, бессменный автор серии Metal Gear, объявляет на весь твиттер, что неонуарная головоломка для iOS FRAMED стала для него «без сомнения, лучшей игрой, которую довелось попробовать в этом году».

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Но больше всех удивили организаторы церемонии Game Awards телеканала Spike — своеобразного «Оскара» игровой индустрии. Впервые в истории церемонии номинация «Лучшая портативная игра» трансформировалась в «Лучшая мобильная/портативная игра». А главное — впервые мобильные проекты на равных соревновались с консольными хитами. Неожиданно для всех в шорт-лист, наряду с безусловными шедеврами вроде The Last of Us, South Park: Stick of the Truth и Wolfenstein: New Order, попали Monument Valley, Hearthstone, Valiant Hearts, Mountain и даже Threes. И неважно, что победы не удостоился ни один эксклюзив. Де-факто победила вся индустрия.

Делаем ставки? Не нужно быть гуру аналитики, чтобы суммировать описанные выше тренды и понять, куда мчится локомотив мобильной игровой индустрии — ещё не экспресс Токио-Осака, но уже давно не смешной паровозик из Ромашкино. Кажется, осталось совсем немного до того момента, когда смартфоны и планшеты встанут в один ряд с теми игровыми системами, что лежат под вашими телевизорами, и смогут удовлетворить запросы даже самого взыскательного геймера. Мощностей уже достаточно, есть удобные игровые аксессуары, а главное — мы с вами уже морально готовы принять тот факт, что мобильные системы могут быть серьёзными игровыми платформами. Контента бы еще в количествах — и дело в шляпе.

Игровые итоги 2014: главные события, тренды, прогнозы

Остался, кажется, всего один последний шаг. Какой? Если бы мы знали, уже давно бы пилили инвесторские деньги. Возможно, это будет революционный подход к управлению. Возможно, что-то совсем другое. Пока нам остаётся только ждать и надеяться, что 2015-й принесёт нам ответ, а любимая индустрия выйдет, наконец, из переходного возраста с его характерными болячками и обернётся хорошенькой девушкой, на которую приятно посмотреть, а ещё приятнее — познакомиться поближе.

iconThrees! Sirvo LLC

Цена

Рейтинг

119 р.

4,5

123 р.

4,6

iconStar Wars®: Knights of the Old Republic™ Aspyr Media, Inc.

Цена

Рейтинг

599 р.

4,5

295 р.

4,5

iconCivilization Revolution 2 2K

Цена

Рейтинг

899 р.

3,5

icon80 Days inkle

Цена

Рейтинг

279 р.

4,5

205 р.

4,6

Автор текста: Денис Рыбалко

Источник:  4pda.ru

©  4PDA