Игнорирование очевидных фактов

© Underscore feetИнтересно, что современные технологии влияют на качество почерка. Он находится на уровне начальной школы, в которой никогда не было уроков чистописания. Буквы разной высоты и наклона, некоторые необходимо сначала распознать, чтобы прочитать написанное слово.

Точно также современный мир влияет на навыки чтения. Коряво, без выражения, спотыкаясь в каждом предложении, неверно расставляя ударения в словах, распознавание несуществующего значения и неумение прочитать прямой смысл.

Представьте, как развивается память? Происходит изменение набора часто употребляемых слов, забываются элементарные словарные наборы, сохраняя в голове образы, их порой сложно воспроизвести, хотя бы потому, что пограничные выражения также выпадают из памяти. Люди за 40 еще могут распознать значение 90.000 слов, а в 20 лет этот набор в 3 раза меньше, в лучшем случае! Словарный запас смешивается с иностранными эквивалентами и за короткий срок человек забывает, как сказать ту же фразу на родном языке, или как её выразить в письменном виде, не говоря о том, что утрачивается способность стилизовать речь в старое или акцентированное звучания.

Изменяется мышление. Достаточно представить все три определенные выше части одновременно, можно заметить, что даже люди с высшим образованием произносят в одном абзаце набор слаборазличимого значения. Фраза написана на понятном языке, а смысл приходится разделять на части, чтобы потом соединить воедино и понять общее послание.

В мышление добавляются технические выражения и это не показатель профессиональной или технической грамотности, хотя бы потому, что люди понимают существование неких протоколов, процессов, лекарств, но в этот современный мир сразу добавляются элементы мистики. Компьютер не просто перегревается во время работы и специалист понимает, что охлаждения системе недостаточно — жарко в комнате, вентиляторы в корпусе не справляются, нет достаточного притока воздуха и прочее, люди на это реагируют иначе, «дают компьютеру отдохнуть» просто выйдя из-за рабочего стола.

Если подобная ситуация не знакома, можно вспомнить, как в компьютере происходит сбой программного обеспечения, а человек приписывает себе вину, так как его руки оказались «кривыми», или «компьютер его не любит» и прочее.

В век, когда владение компьютером перестает быть самостоятельной профессией, как и вождение автомобиля, само общение с техникой обрастает мистификацией. Таково мышление. Человек не может объяснить процесс, вероятнее всего понимает смысл, но мыслит иначе — это что-то совершенно необъяснимое, поэтому «шаманить с техникой или над ней» вполне естественный процесс.

Массовый рынок и вовлечение людей в технологии привело к упрощению понимания качества и сокращению морального удовлетворения. Появилось то самое мистическое чувство, что все происходящее в смартфоне гораздо важнее того, что в данный момент происходит за окном.

Раньше мы считали, что книги переносят нас в какие-то далекие мира галактики. Держат наше внимание лихо закрученным сюжетом. Казалось бы, книгам нужно развиваться дальше по спирали или по нарастающей кривой, как больше нравится. Мы читали запоем ради этого ощущения.

Писательство перестало быть коммерчески выгодным делом ещё в прошлом веке. Это привело к необходимости забрасывать рынок количеством произведений в надежде зацепиться карманом за рынок. Качество отошло на второй план.

Буквально на днях Интернет активно заговорил о том, что Иосифу Бродскому сейчас исполнилось бы всего 75 лет. По современным меркам не так много. Люди говорили, что он «последний поэт на земле» и больше таких не будет. Мало кто в эти дни задумывался о качестве, о том, что и сам Бродский поэт на любителя, но имя то громкое, из массы работ есть что выбрать и это всё равно, безусловно лучше, чем то, что пишут современные любители стихотворной формы.

Мне казалось, что и после Пушкина не будет поэта лучше. И после Высоцкого не видно бардов хотя бы того же уровня, не говоря о чём-то большем.

Кино, музыка, литература, живопись. Буквально 40 лет назад работы Рубенса рассматривали на почтовых марках, и это восхищало! Сейчас Сальвадора Дали, вероятно, знают исключительно по усам и одноименной серии косметики «Dali».

Во время становления рынка электронных книг казалось, что специализированное устройство для чтения достигнет больших высот. Что более мощные устройства позволят не только читать текст, но дадут возможность видеть и слышать, а сейчас словосочетание «мультимедиа» фактически не замечается в списке характеристик. Наше воображение рисовало устройство с большим контрастным экраном, хотелось цвета, хотелось удобного ухвата, продолжительного времени работы…

В 2007 году на Арбате собрались немногочисленные поклонники электронного чтения, единственный у нас производитель устройств в то время, продавец-логист-рекламщик в одном лице, единственный, кто разработал цифровой формат книг и пропагандист. Был определен базовый набор свойств устройства, который можно назвать «специализированным», предназначенным для чтения. Тогда не выдумали, а договорились считать правильным, что читалка может работать сколько угодно, но не менее 2 недель при любых условиях, без каких либо оговорок. Характеристика отталкивалась от предыдущего достижения специализированных устройств — не менее 20 часов беспрерывного чтения, хотя нормой уже было 40 часов. Это реальный факт 1999–2003 годов.

Ни подсветка, ни связь, ни карта памяти, ни операционная система не должны учитываться, когда речь идет о специализированном устройстве. Все участники заседания «клуба The-eBook» понимали, как будет меняться цена, с этим никто не спорил. Договорились о базовых свойствах, среди которых важным будет характеристика — «время автономной работы». Это стало стандартом, по которому можно судить — хорошо работает устройство или плохо.

Прошло время. Устройства для чтения стали массовым продуктом, простым и иногда даже доступным. Сокращение производителей на рынке не повод устанавливать монополию, хотя бы по той причине, что читалки сейчас конкурируют не только в своем узкоспециализированном сегменте.

Можно перечислить несколько негативных фактов — устройства фактически не изменились по своей привлекательности и внешности за 8 лет, это снизило моральную привлекательность. Это по-прежнему «калькуляторы с большим экраном».

Рынок перепробовал множество формфакторов, в том числе отказался от узлов конструкции, которые делают чтение комфортным — широкий ухват, кнопки для листания, отказались от магнитной обложки, как формы преемственности от бумажных книг. Это все верно в масштабах массового рынка — того количества устройств, которым наводнили потребителей.

Мы считали, что устройство может работать сколько угодно, но 2 недели это норма, пограничное состояние. Можно, чтобы устройство работало меньше? А почему нет? Можно! Но каждый, кто это реализует, должен знать, что устройством можно пользоваться, но характеристика плохая. Нужно предупреждать пользователя! Нужно писать на коробке и на сайте производителя — фактическое время работы.

Рынок не меняется от того, как оценивают читатели мою работу — есть множество потребителей, которым моё мнение не нужно, безразлично, неизвестно. Часто воспринимается, как предвзятое — «почему решил, что вправе оценивать» или «по какому праву»? Это происходит всегда, когда оценка не является положительной, то есть — выше нормы, выше пограничного состояния.

Люди так устроены — они считают, что человек должен заработать или заслужить право на уважение. Не то что он сделал, а на то, какой он. К рынку и производителю это не относится, по мнению потребителей и самих разработчиков, но правило в итоге не меняется. Все ходят под одним молотом и наковальней.

Обычно устройства оцениваются по разработанному шаблону, благодаря которому можно сделать оценку характеристикам. Подтвердить или опровергнуть заявленное свойство его производителем. Корпус, вес, наличие слота для карты памяти и тогда обязательно нужно вставить ту самую карту, ибо так и поступит потребитель, даже если предусмотрено 8 Гб внутреннего пространства памяти для хранения книг. И так далее — связь, подсветка, сенсорный экран и прочее. Есть, значит, будут пользоваться! Написано, что поддерживается карта памяти до 32 Гб, вот примерно такого размера и вставят карту в устройство. Зачем? Это другой вопрос! Ответ — производитель обещал поддержку данного накопителя, причем определенной ёмкости.

Прежде, чем проверить устройство на время автономной работы, надо протестировать устройство в «режиме ожидания». Не важно, как это реализовано, производители часто попросту выключают устройство, чтобы схитрить, вместо того, чтобы отправить его в сон. Пусть устройство работает так, как его задумал производитель — «продукт из коробки».

«Режим ожидания» важен, потому что 3 суток в спячке — это в сумме 72 часа, но это время нельзя растянуть на заявленные производителем 14 дней чтения, хотя при математическом расчете это 5 часов в день! Невероятно большое время для статического времяпрепровождения. Иначе, теоретическое время работы увеличилось бы до одного месяца.

Характеристика получилась ниже нормы.

Массовый рынок важен для восприятия продукции. Производитель захочет перепроверить и сообщить, что устройство уже 5 дней в «режиме сна» и еще осталось 44% заряда. Ему это важно, потому что сделал устройство и хочет продать. Это его деньги! Его можно понять.

То есть, в теории и с помощью калькулятора можно предположить и посчитать, что такое устройство «проработает» в 2 раза больше, около 10 дней, а это «близко» к заявленным 14 суткам. И все нормально! Никакого недоразумения! Это не 3 суток, за которые устройство разряжалось во время тестирования. Нужно сделать вывод, что именно тестирование находится ниже того самого пограничного состояния, между оценками «хорошо» и «плохо». Не устройство плохое, а его тестирование. Надо согласиться! Согласен.

Тогда массовому рынку нужно писать на коробке, что устройство не работает 14 дней, а находится в «режиме ожидания»!

Здесь нет никакого юмора или подколки, на рынке телефонов давно пишут, сколько аппарат «проработает» в режиме ожидания. К этому тогда претензии другие!

И последний момент, который массовый рынок сейчас будет воспринимать иначе — формирование вкуса, отношение к качеству.

В устройствах и программах для чтения может поддерживаться любая типографика. Ее может вообще не существовать, она всегда будет задана в жесткой форме — устройство читает голый текст в формате «TXT» и без форматирования. Такое было с рядом устройств и есть до сих пор. По сути — это должно влиять на стоимость устройства, так как на разработку потрачено не так много денег. Но не влияет.

Люди читают художественную литературу и в принципе можно ограничиться голым текстом. Это нормально! Надо только знать это заранее. Не нужно ждать, что там появится буквица, будет использоваться красная строка, переносы и прочее. Для голого текста достаточно отсутствие типографики.

Раскрою маленький секрет, что «типографика — это правила напечатанного текста». Некоторые называют это «искусством», если они так относятся к печатному слову.

На секунду забудем, что такое типографика и вспомним, что электронное устройство для чтения книг среднего класса должно обладать навыками форматирования текста, которое пришло от бумажной книги в процессе «эволюции».

Для массового рынка типографика — это разметка текста. Какая, действительно не важно! Должно быть ощущение, что с текстом поступили честно, аккуратно и с уважением.

Чтобы не вдаваться в подробности основ типографики, можно сделать пример на основе выключки текста — влево, вправо, полная выключка по ширине страницы. Как правильно? Как должно быть?

Существует несколько видов письма, графического начертания шрифтов и знаков. От этого зависит типографика и её основные правила. Для нас важно только то, что «визуальный образ текста» и «восприятие» формируется по диагонали страницы — от верхнего левого угла к нижнему правому. Мы читаем слева направо и сверху вниз.

Моя работа соприкасается с массовым рынком поклонников электронного чтения. Следует объяснить основы как можно проще, чтобы это всегда воспринималось интуитивно правильно, чтобы застряло внутри.

Каждый может быть специалистом, если понимает процесс, а профессионалам нужно знать еще и термины, чтобы общаться, передавать опыт. Отсутствие понимания и знаний ведет к оценке моей работы, а не устройства, которое планирует купить потребитель (или уже купил).

Представим классическую пишущую машинку, которая, по сути, прототип всех процессов, которыми обладали типографии во время формирования массового печатного слова. Машинка всегда пишет как мы — слева направо, сверху вниз. Какой бы отступ текста не нужно было бы сформировать на листе, печатать машинка будет от выбранного места каретки — слева направо. Машинка не может формировать слова в обратном порядке, сдвигая буквы на листе во время письма, если только не делать это вручную, создавая слово из букв от конца к началу, справа налево, но с правильным порядком букв в итоговом слове.

Подобное может компьютер. Он может писать и по диагонали листа, то есть с поворотом, и даже волной, или по кругу, или вдоль фигуры.

В типографии и на пишущей машинке, если нужно сделать абзац с правой выключкой, он все равно формируется с левой выключкой, но с большим отступом от левого края листа:

В типографии вставляли «пустышку» фиксированного размера (пробел) до начала формирования отступа нового абзаца. В пишущей машинке сдвигали каретку с помощью табуляции или пробелов. Именно с установленной позиции печатали с левой выключкой. Подобное размещение называется — «ровным левым краем» и оно необходимо для привычного чтения.

Остальное «современное представление о типографике» позволяет воспроизвести компьютер, потому что может.

Производители специализированных устройств и программного обеспечения также вправе формировать любую типографику, как и компьютер, потому что могут. Потребитель оценит любое решение. Специалист только правильное. Решение основано на знаниях и эстетике печатного слова.

Возвращаясь к началу, имеет смысл подумать о разнице того, что мы хотим, знаем и можем, когда рынок становится массовым и современным. Можно игнорировать любые факты, но они есть. Они никуда не деваются, именно они создают наше восприятие к качеству чтения и устройств, которые для этого и создаются.

Послесловие Наверно складывается впечатление, что разработчики, которые влияют на массовый рынок должны договориться между собой — как они будут формировать вкус потребителей.

А ради чего?

У потребителя есть выбор, у производителя возможности для манипуляции спросом, чтобы формировать потребительский вкус. Конкуренция — это удовлетворение спроса. Есть спрос на «плохое» — пожалуйста, покупайте! Никто мешать и отговаривать не будет.

Плохой продукт — это когда ожидания не совпадают с обещаниями. Тут я не виноват. Меня тоже можно удивить! Например, если производитель обещает, что его устройство имеет контраст экрана 14:1 — достаточно приложить сертификат соответствия с результатами измерений. Производители компьютерных мониторов это делают. Ничего страшного в этом нет.

А ради чего?

Ради той самой безоговорочной конкуренции, без соплей и слез, когда заявленная характеристика четко совпадает с фактическим результатом!

А пока каждый может ввести в заблуждение массовый рынок. Достаточно написать, что экран имеет контраст до 30:1, или что устройство работает до 1 месяца! У конкурента есть такое? Напишем »2 месяца». Можно написать, что корпус металлический, достаточно покрасить серебряной краской обычную пластмассу…

Всё это очевидный факт. Рынку это не интересно. Нет развития, есть влияние на качество. В результате плохие показатели продаж и рынок падает.

Обратите внимание, как изменение курса доллара резко подняло ощущение качество продукции. Все стало дорого! Человек не адаптировался. Но когда ему предложат скидку, он будет уверен, что это выгодно, плохой товар ведь дорого не стоит, а тут со скидкой! В результате до повышения курса устройство стоило $99, теперь оно же $149… если правильно считать по курсу, который якобы влияет на стоимость… Это просто очередной шанс заработать на рынке не прикладывая сил.

Но кто я такой, чтобы осуждать? Это нормально! Это факт…

Похожие публикации: Эволюция ридераСистема сбыта спичекОбзор Kindle Voyage: в ожидании комфортаВысокотехнологические трендыМассовость качества

©  ebook