"О долях интернет-браузеров"
Каждый месяц в отрасли публикуется актуальная информация о доле на рынке различных браузеров, и мы также каждый месяц отчитываемся о реализации нашей цели по повышению доли IE9 на Windows 7. В ходе подготовки этих данных мы и другие специалисты отрасли часто замечаем тенденции, достойные внимательного изучения, например, на протяжении последних нескольких месяцев становится все более очевидным влияние учета данных о количестве интернет-пользователей в разных странах мира и других факторов, таких как пререндеринг, на данные об использовании.
Изучение различных подходов к оценке доли на рынке, используемых мониторинговыми агентствами, поможет объяснить эти различия в распределении доли рынка, а также покажет, почему мы используем Net Applications для анализа использования наших продуктов.
Две различных методологии для оценки доли браузера на рынке
1. Доля реального использования/доля пререндеринга без использования. В июне прошлого года с выходом Chrome v13 в Chrome был реализован «пререндеринг» (предварительная загрузка и отрисовка) определенных веб-страниц. Благодаря функции пререндеринга браузер Chrome открывает отдельные вкладки, основываясь на поисковых запросах пользователя в Google.com или из Omnibox, причем эти вкладки для пользователя не видны. Если затем пользователь щелкнет эти ссылки для поиска, он сможет увидеть соответствующую вкладку и страницу. Однако, вероятно, часть этих ссылок пользователь не щелкнет ни разу и никогда не просмотрит, — эти вкладки остаются невидимыми для пользователей и, следовательно, страницы этих предварительно загруженных сайтов никогда не будут просмотрены. В прошлом месяце Net Applications приступила к исключению трафика пререндеринга Chrome из данных своей статистики, отметив, что «в феврале 2012 г. доля пререндеринга составила 4,3% от ежедневного числа уникальных посетителей Chrome». Тем самым Net Applications стала первой компанией, в отчетах которой стали учитываться веб-сайты Chrome, которые пользователи никогда не посещали. Лишь один автор отметил: «...тот факт, что аналитические компании не учитывают пререндеринг, может неоправданно завышать показатели Chrome». Например, компания StatCounter просто опубликовала полученные ею данные без их адаптации с учетом пререндеринга.
2. Оценка использования браузеров с учетом доли интернет-пользователей в разных странах. Большинство аналитических компаний, составляющих отчеты об использовании браузеров, получают свои данные из сети партнерских сайтов, и лишь одна компания – Net Applications – анализирует эти данные с учетом географического распределения пользователей. Как поясняют в Net Applications:
Чистая доля на рынке оценивается для каждой страны. Мы сравниваем наш трафик с данными ЦРУ об интернет-трафике по таблице стран и соответственно оцениваем удельный вес наших данных. Например, если согласно нашим глобальным данным, Бразилия представляет 2% нашего трафика, а по таблице ЦРУ на Бразилию приходится 4% глобального интернет-трафика, мы будем считать каждого уникального посетителя из Бразилии дважды. Это позволяет сбалансировать наши глобальные данные. Рынки разных стран отличаются, и если бы наш трафик был сконцентрирован в одном или нескольких регионах, эти регионы оказывали бы неоправданное влияние на наши глобальные данные. Расчет удельного веса данных для различных стран позволяет устранить из данных эти различия между регионами.
Нам очень важно учитывать эти различия между странами, чтобы получить представление о доле IE на международном рынке и улучшать обслуживание наших заказчиков. StatCounter, напротив, не учитывает географическое положение и страны при оценке доли на рынке, сообщая лишь абсолютные глобальные данные о просмотре страниц. Как поясняют в StatCounter:
Мы ни коим образом не манипулируем данными. Мы не сравниваем их ни с какими другими источниками информации. Мы не используем никакие искусственные коэффициенты. Мы просто публикуем данные, которые мы получили.
Это в значительной степени объясняет различия между данными Net Applications и StatCounter, поскольку данные StatCounter полностью привязаны к зоне охвата ее сайтов. Для того чтобы лучше понять смысл вышесказанного, поясним это на примере.
Net Applications выполняет оценку данных с учетом стран, основываясь на открытых данных ЦРУ об использовании Интернета в различных странах мира. Компания приняла решение о внесении этой поправки в данные несколько лет назад, для того чтобы получить более точное представление о международном трафике браузеров, использовании ОС, поиска и т. д. В таблице ниже приведены данные ЦРУ для первых 15 стран мира по числу пользователей Интернета.
Число пользователей Интернета в разных странах
Ранг |
Страна |
Количество пользователей Интернета |
% от общего числа в мире |
1 |
Китай |
389 000 000 |
21,39% |
2 |
США |
245 000 000 |
13,47% |
3 |
Япония |
99 182 000 |
5,45% |
4 |
Бразилия |
75 982 000 |
4,18% |
5 |
Германия |
65 125 000 |
3,58% |
6 |
Индия |
61 338 000 |
3,37% |
7 |
Великобритания |
51 444 000 |
2,83% |
8 |
Франция |
45 262 000 |
2.49% |
9 |
Нигерия |
43 989 000 |
2,42% |
10 |
Россия |
40 853 000 |
2,25% |
11 |
Южная Корея |
39 400 000 |
2,17% |
12 |
Мексика |
31 020 000 |
1,71% |
13 |
Италия |
29 235 000 |
1,61% |
14 |
Испания |
28 119 000 |
1,55% |
15 |
Турция |
27 233 000 |
1,50% |
Источник: The World Factbook, ЦРУ.
Публикуя лишь отчеты о трафике, StatCounter, напротив, основывается на местонахождении и веб-трафике сайтов своих партнеров, не учитывая фактическое количество интернет-пользователей в конкретной стране. Недавно компания StatCounter представила отчет с учетом распределения по странам, показывающий общее количество посещений веб-страниц за январь 2012 г.
Данные StatCounter с распределением по странам
Ранг |
Страна |
Общее число посещений страниц |
% от общего числа в мире |
1 |
США |
4 399 399 417 |
24,29% |
2 |
Турция |
1 091 705 535 |
6,03% |
3 |
Индия |
925 715 458 |
5,11% |
4 |
Бразилия |
893 448 659 |
4,93% |
5 |
Великобритания |
872 490 792 |
4,82% |
6 |
Канада |
657 308 629 |
3,63% |
7 |
Германия |
568 668 074 |
3,14% |
8 |
Таиланд |
516 654 636 |
2,85% |
9 |
Испания |
450 478 480 |
2,49% |
10 |
Италия Россия |
408 307 403 |
2,25% |
11 |
Мексика |
388 662 708 |
2,17% |
12 |
Франция |
341 026 615 |
1,88% |
13 |
Индонезия |
304 635 817 |
1,68% |
14 |
Аргентина |
298 647 561 |
1,65% |
15 |
Нидерланды |
278 869 671 |
1,54% |
… |
|
|
|
22 |
Китай |
173 727 436 |
0,96% |
… |
|
|
|
30 |
Япония |
120 624 900 |
0,67% |
Источники: The World Factbook, ЦРУ; StatCounter, январь 2012 г.
Вы, наверное, обратили внимание на сравнительно большие различия в удельных коэффициентах, применяемых StatCounter и Net Applications. Первое и самое главное отличие: самая густонаселенная страна в мире, Китай, по данным StatCounter, не вошла в первую 20-ку, хотя, фактически, она занимает первое место в мире по количеству интернет-пользователей. Япония, занимающая третье место в мире по количеству интернет-пользователей, лишь замыкает первую 30-ку.
Как это возможно? Компания StatCounter использует лишь общие данные о просмотрах страниц по странам, а эти данные всецело зависят от зоны охвата ее сайтов в каждой конкретной стране. Этим можно объяснить то, что Турция, стоящая на 15-м месте в мире по количеству интернет-пользователей, по данным StatCounter занимает второе место в мире по количеству посещений страниц.
Сравнение рейтинга стран по численности интернет-пользователей с рейтингом StatCounter
Страна |
Рейтинг ЦРУ |
Рейтинг StatCounter |
% (ЦРУ) |
% (StatCounter) |
Китай |
1 |
22 |
21,39% |
0,96% |
США |
2 |
1 |
13,47% |
24,29% |
Япония |
3 |
30 |
5,45% |
0,67% |
Бразилия |
4 |
4 |
4,18% |
4,93% |
Германия |
5 |
7 |
3,58% |
3,14% |
Индия |
6 |
3 |
3,37% |
5,11% |
Великобритания |
7 |
5 |
2,83% |
4,82% |
Франция |
8 |
12 |
2,49% |
1,88% |
Нигерия |
9 |
60 |
2,42% |
0,21% |
Россия |
10 |
21 |
2,25% |
0,97% |
Южная Корея |
11 |
32 |
2,17% |
0,62% |
Мексика |
12 |
11 |
1,71% |
2,15% |
Италия |
13 |
10 |
1,61% |
2,25% |
Испания |
14 |
9 |
1,55% |
2,49% |
Турция |
15 |
2 |
1,50% |
6,03% |
Источники: The World Factbook, ЦРУ; StatCounter, январь 2012 г.
Влияют ли эти данные на отчеты StatCounter о доле браузеров на международном рынке? Мы изучили открытый отчет StatCounter о распределении доли рынка за февраль. Этот отчет приведен ниже, и в нем использована модель оценки, в которой при определении доли браузера на рынке не учитывается даже 1/20 часть пользователей Интернета из Китая. Равным образом, этот отчет о доле браузеров на международном рынке основан на рейтинге, в котором США представляет неоправданно завышенную долю браузера на рынке — 24% по сравнению с 13% пользователей Интернета — фактическим значением для этой страны.
Продолжая изучать эту проблему, мы повторно просмотрели данные открытого отчета StatCounter и определили процентное соотношение доли браузера на рынке в разных странах с учетом данных ЦРУ о численности интернет-пользователей в этих странах. Полученные результаты должны отражать реальную картину использования браузеров в мире с учетом актуальных данных о численности интернет-пользователей в разных странах.
Доля браузеров на международном рынке по данным StatCounter — без учета и с учетом распределения интернет-пользователей по странам
Доля на международном рынке (февраль 2012 г.) |
Internet Explorer |
Chrome |
Firefox |
StatCounter (без учета распределения интернет-пользователей по странам) |
35,8% |
29,8% |
24,9% |
StatCounter (с учетом распределения интернет-пользователей по странам) |
44,6% |
24,3% |
22,0% |
Отклонение |
+8,8% |
-5,5% |
-2,9% |
Источники: The World Factbook, ЦРУ; StatCounter, февраль 2012 г.
Разница в данных отчета о доле на рынке очевидна. Результаты, полученные с учетом распределения интернет-пользователей по странам, показали, что без учета реального количества интернет-пользователей в разных странах доля Internet Explorer на рынке оказывается заниженной на 9%, в то время как доля Chrome завышена почти на 6%, а Firefox — на 3%.
Анализируя данные, мы использовали открытые данные ЦРУ о разных странах. Разумеется, вы можете использовать любые другие доступные источники данных о численности интернет-пользователей, но с какой бы стороны мы ни посмотрели на эту проблему, разница в данных оказывается существенной. Она также помогает объяснить, как два различных поставщика данных – Net Applications и StatCounter – представляют две очень различных точки зрения на распределение доли браузеров на международном рынке.
3. Количество уникальных посетителей/абсолютное количество просмотров страниц. И, наконец, еще одно различие между Net Applications и StatCounter: StatCounter включает в отчеты только абсолютное количество просмотров страниц без применения каких-либо фильтров, а Net Applications отражает долю использования с учетом уникальных посетителей. Такой подход позволяет ей более точно отражать поведение пользователей при работе с браузером и учитывать фактическое использование браузера благодаря исключению из отчетов трафика пререндеринга Chrome (который в прошлом месяце составил 4,3%), чтобы отделить реальные просмотры страниц от просмотров невидимых страниц. Этот подход также позволяет более точно определить фактическое использование браузера, так как он меньше подвержен искажениям. В Википедии говорится о том, что «оценка использования браузера на основе количества запросов (посещений страниц) каждым агентом пользователя может быть ошибочной». Она может привести к завышению показателей и даже к подтасовкам в тех случаях, когда программы-роботы регистрируют большое количество посещений веб-страницы. Более подробную информацию можно найти на указанной веб-странице в Википедии.
Доля браузера на рынке — истина где-то рядом
Разумеется, не существует идеального подхода к оценке доли браузера на международном рынке. Поэтому мы стремимся использовать данные, представляющие наиболее точную оценку актуального распределения доли использования на мировом рынке. И хотя данные Net Applications и StatCounter часто демонстрируют сходные тенденции, важно отметить, что для представления точной количественной оценки доли использования браузеров на мировом рынке необходимо предпринять определенные действия.
Роджер Каприотти (Roger Capriotti),
Директор по маркетингу, Internet Explorer