Хватит это терпеть: до жути однотипные герои игр
Вы никогда не обращали внимания на то, что герои большинства современных ААА-блокбастеров слегка… одинаковые? В лучшем случае при виде новоявленного альтер-эго в голове проносится «Где-то я тебя уже видел», в худшем — «Шо, опять?!» Складывается ощущение, что одержимость небритыми шатенами средних лет выдают вместе с бейджиком сценариста или дизайнера. Или это обязательный пункт в резюме? — Каким вы видите идеального главного героя для нашей новой игры? Банальным и клишированным? Поздравляем, вы приняты! Честное слово, похоже на заговор. Выясним, куда уходят его корни.
Не верите, что это серьёзная проблема? Окей, пролистаем громкие тайтлы последних лет. С одной оговоркой: не трогаем инди-сцену и игры с кастомизацией героя — и там, и там возможно всё. Пройдёмся по знакомым многим блокбастерам.
Call of Duty: Advanced Warfare? Митчелл может похвастаться атлетичным телосложением, слегка небрит и, судя по цвету бровей и щетины, определённо шатен. И шапочка-бини на месте — это же серьёзный милитари-шутер, а не детский сад. Грядущая Homefront: Revolution? Перестаньте называть героя «Бреди» — это ведь старый-добрый Митчелл! Даже шапку не снял. Lord of the Rings: Shadow of Mordor? Да Митчелл это, просто давно не стригся (его даже тот же актёр озвучивал). Чего, думаете, шапку носил? Чтобы волосы на глаза не падали, целиться мешает. Mass Effect? Митчелл наконец выкроил время для парикмахера. GTA V? Майкл Тауни?! Не смешите, это наш старый знакомый набрал 10 лет и 15 килограмм. Все эти ребята и ещё десятки, если не сотни, героев делят один на всех фоторобот.
Безусловно, не стоит понимать нас совсем буквально, особенно в случае с Майклом. Рассмотрев очередного протеже поближе, мы обязательно увидим то, что американцы называют little touches — лёгкие штрихи художника, придающие индивидуальность. Элементы одежды, татуировки, шрамы, размер ушей. Одним словом, мелочи. Попытка замаскироваться накладными усами и газетой вверх ногами.
Защитники тридцатилетнего небритого шатена могут сказать, мол, такая внешность — требование сеттинга, ограничение социокультурной реальности, условие художественной достоверности, и без неё вообще никуда. Иногда это действительно так. В игре про винингов нужны викинги, а истории про чёрного ганджубасного гангста не обойтись без своего Фифти Цента и его тощего дружка Снуп Догга. Но, господа, дело ведь не только во внешности. Никто не просит ставить в центр военной драмы розовую пельмешку Кирби (хотя почему бы и нет?). Просто, выбирая типаж, разработчики определяют и характер героя, его психологический портрет. И когда из раза в раз мы вынуждены примерять на себя одну и ту же ролевую модель… Вот ЭТО уже проблема.
И обязательные (но чаще — мнимые) требования в угоду реализма — лишь одна сторона медали. Не следует забывать про всепроникающий нос маркетолога. Стоит эдакий нос с породистой горбинкой и ножками за спиной разработчика и, как коварный визирь, науськивает превратить хорошую Игру в прибыльный Проект. А в контексте нашей темы — обезличить героя, сделать его «средним». Почему? Потому, что люди подсознательно доверяют себе подобным.
Переводя на язык сценариста: геймеру проще вжиться в роль героя, который на него похож. И чем выше степень похожести, тем выше уровень эмпатии. На языке маркетолога это будет звучать чуть иначе: поставь на рекламный плакат гуманоида с улыбкой — и продажи вырастут в N раз. Вы когда-нибудь видели, чтобы продукты широкого потребления, вроде сока или зубной пасты, рекламировали люди нестандартной внешности? Вот так и с интерактивными развлечениями.
Разработчики начинают продавать свои продукты задолго до релиза — лишают героя личности и наделяют «усреднённой» внешностью. Даже если речь идёт о чистой воды фантастике —, а ведь здесь уже не сработают отмазки о дани реализму. Посмотрите любой трейлер The Elder Scrolls V: Skyrim — фэнтезийной RPG с возможностью стать представителем одной из многочисленных вымышленных рас, вплоть до прямоходящих кошек. Кто изображает могучего драконорождённого? Уж точно не пушистый кхаджит. И не чешуйчатый аргонианец. И даже не ушастый эльф.
Рекламщики изо всех сил кричат: «Смотрите, у нас в игре есть скучный и банальный парень — совсем как вы!» По этой же причине, кстати, некоторых героев лишают голоса. Никто не знает, о чём думает Гордон Фримен, поэтому каждый наделяет его своими переживаниями, и вроде как сам становится Гордоном Фрименом. Чур, ни слова про Freeman’s Mind в комментариях!
И на самом деле в этой теории есть доля правды. Мало кто при первом прохождении Vampires: The Masquarade — Bloodlines выбирает безумных малкавиан или уродливых носферату. Чего греха таить, нас и правда тянет к себе подобным. Но, во-первых, почему именно этот образ? Что, небритый подкачанный тридцатилетний мужик — такое вот секретное альтер-эго всего населения Земли?
Но главное: ценность игр, как и кино или литературы, как раз и заключается в возможности побыть кем-то другим. Примерить на себя ход мыслей другого существа, получить новый чувственный опыт, стать эмоционально богаче. Что толку месяцами и годами бегать с бурой щетиной в шапке-бини, хрипловатым голосом бубня про месть и про то, как ты не выбирал судьбу героя? Да и постоянно воссоздавать самого себя в виртуальном мире — уже не культурный досуг, а какой-то болезненный эскапизм, честное пионерское.
Обидно, что лишённые фантазии разработчики при таком подходе остаются только в выигрыше. Им не нужно ничего придумывать. Им не нужно никого прописывать. Все эти клише уже витают в воздухе. Достаточно закрыть глаза, представить «обычного парня» — и через пять минут образ будет готов, снаружи и внутри. И в силу процветающего тренда никто не скажет им дурного слова. Но в разы обиднее, когда ложа коварных маркетологов не даёт в полной мере раскрыться таланту настоящих мастеров. Взгляните на игры серии Far Cry от Ubisoft — в частности, на злодеев. Что Ваас, что Пейган Мин — просто блестящие примеры ярких, интересных и незабываемых персонажей. Кто-то упрекнет сценаристов в отсутствии таланта и творческой жилки? А теперь посмотрите на… мнэ-э-э… нашего протеже. Кто он? Что он? Две руки, две ноги, посредине — камера.
Забавно, что у японцев таких проблем отродясь не возникало. Возьмите тех же Кирби, Данте, Аду Вонг, Байонетту или Донки Конга — стоит увидеть их раз, и уже не забудешь до конца жизни. Причём, вроде бы это не так и сложно реализовано. Вот Линк из Legend of Zelda — всего-то натянули зелёный колпак на блондинистую макушку мелкого «эльфа» (на самом деле он не эльф). А получили одного из самых ярких персонажей за всю историю индустрии. А за образы вроде Марио и вовсе впору ставить памятники. Одна его усатая физиономия способна продать сотни игр, безо всякой сложносочинённой маркетинговой психологии. Что мешает западным девелоперам взять на карандаш опыт восточных коллег?
Да ничего! Во времена расцвета PlayStation 1–2 в какую игру ни плюнь — попадёшь в обаятельного маскота: Рэтчет и Кланк, Джек и Дэкстер, Крэш и Бандикут. А чего стоили милашка Джейд и дядюшка Пей«Дж? А червяк Джим? Хотите кого-нибудь почеловечнее? Вот вам Кейт Уокер, принц Артас, Кратос и Мастер Чиф. В этом приливе ностальгии недолго захлебнуться. Сама история показывает, что, как бы кинематографична и реалистична ни была игра, место для яркого и интересного персонажа найдётся всегда, было бы желание.
Конечно, можно и сейчас повстречать ярких персонажей. Но, знаете, с ними всегда не всё так просто. Геральт, Ведьмак из Ривии? Извините, разработчики тут ни при чём — у них была добротная литературная основа. Бигби, мистер Жабб и Бафкин из Wolf Among Us? То же самое. Rayman? Mortal Kombat? Герои прекрасны, но их история тянется с девяностых, их нельзя назвать современными.
Индустрия катится в неизвестном направлении — и этого невозможно не заметить. Если сейчас так мало внимания уделяется проработке главного героя, во что это превратится с приходом шлемов виртуальной реальности? Будет ли их массовая популярность означать конец самой парадигмы героя? Останутся ли игроки наедине с виртуальным миром, без всяких харизматичных или одиозных посредников?
А главное: что думают об этом сами геймеры? Ведь ту же Watch Dogs лет десять назад за такого аморфного героя разнесли бы в пух и прах. Ан нет, графический даунгрейд вызвал куда больше недовольства, чем персонаж, чья главная особенность — дурацкий грязный свитер с молнией под горло. Быть может, прошло время маскотов? Что думаете по этому поводу вы? Скучаете по былым временам? Или к чёрту их всех, никто не должен стоять между вами и неисследованными вселенными? Делитесь своими чувствами в комментариях!
Автор текста: Денис Рыбалко
Источник: 4pda.ru
© 4PDA