Хромые клячи: 15 провальных автомобильных проектов
В автомобильном бизнесе ничего не происходит просто так. Каждая компания, готовя к премьере новую модель, проводит многочисленные инжиниринговые изыскания и маркетинговые исследования — именно от последних и зависит, попадёт ли машина в целевую аудиторию, займёт ли место на рынке и окажется ли успешной. Примеров такой удачной работы масса, но не меньше и ситуаций, в которых эксперименты очевидно оказались неудачными.
Acura ZDX (2009−2013)
В наши дни в гамме каждого немецкого премиального бренда есть не только кроссовер, но и его купеобразная модификация. Создание купе-кроссоверов кажется золотой жилой, однако яркой иллюстрацией тому, что не каждый купе-кроссовер обречён на успех, является Acura ZDX. Созданная по образцу своих конкурентов из Германии модель за время производства была выпущена в количестве 7191 штук и стала самой редкой Acura на рынке Северной Америки.
Aston Martin Cygnet (2011−2013)
Если вы собираетесь выйти в новый для себя сегмент, то с этим нужно быть вдвойне аккуратным. Особенно если речь идёт о производителе спорткаров, который захотел делать компактные автомобили. Взяв за основу Toyota iQ, слегка изменив внешность и сделав салон роскошнее, но не забыв при этом серьёзно увеличить стоимость, за пару лет Aston Martin сделал около 300 сити-каров из планировавшихся 4000 штук. Проект был закрыт, маленькая и дорогая машина не нашла своих покупателей.
Audi A2 (1999−2005)
Один из самых необычных по дизайну и технике автомобилей оказался не востребован у аудитории. Алюминиевый кузов и силовая структура сделали машину слишком дорогой и Audi A2 просто не выдержала никакой конкуренции с соперниками по сегменту компактных автомобилей — если Mercedes-Benz A-Class первого поколения разошёлся тиражом свыше миллиона машин, то инновационный Audi A2 нашёл всего 176 377 покупателей.
Cadillac BLS (2005−2010)
Традиционные Cadillac для Европы слишком велики, а создавать отдельную модель для европейского рынка американская марка не стала, а потому с 2009 по 2010 годы выпускала седан BLS, представляющий собой перелицованный Saab 9−3. Машина продавалась на множестве рынков, но никогда в Северной Америке, а сборку Cadillac BLS даже вели в России, но всё равно аудиторию привлечь не удалось — мало кто хотел покупать Saab под видом Cadillac по цене настоящего Cadillac, так что тираж BLS составил всего 7356 машин.
Chevrolet SSR (2004−2006)
Пикапы и кабриолеты сами по себе достаточно популярны, но пикап-кабриолет интересен далеко не многим клиентам. Об этом на собственном опыте узнал Chevrolet, который вывел на рынок SSR — уникальный пикап-кабриолет с мощным двигателем и дизайном в ретро-стилистике. Такое сочетание оценили только 24 112 покупателей, чего для продолжения конвейерной жизни машины оказалось недостаточно.
Citroen C6 (2005−2012)
Автомобили Citroen всегда славились своим неординарным дизайном и необычными техническими решениями, но духовный преемник Citroen CX и Citroen XM не был тепло принят рынком. Стильный и броский седан, который в качестве официальной машины использовали президенты Франции Жак Ширак и Николя Саркози, не выдержал конкуренции с более консервативными соперниками. Ни адаптивная подвеска, ни проекционный дисплей, ни активный спойлер, ни вогнутое заднее стекло не позволили Citroen C6 разойтись тиражом более 23 384 штук.
Lancia Thesis (2001−2009)
Итальянский седан бизнес-класса тоже оказался далеко не самым перспективным проектом, поскольку за всё время производства было собрано около 16 000 экземпляров Lancia Thesis. Да, её использовали в качестве «папамобиля», но только популярности машине даже на своей родине это не прибавило. Модель сошла с конвейера, уступив место Lancia Thema — перелицованному Chrysler 300 — и ознаменовав конец бизнес-седанов из Италии.
Lincoln Blackwood (2001—2002)
Что может пойти не так в судьбе пикапа американской марки, созданного специально для американского рынка? Оказалось, что если предлагать клиентам работягу Ford F-150 с одним лишь задним приводом и в единственной комплектации, пусть и невероятно роскошной, то покупатели не готовы платить за этот весьма непрактичный автомобиль. Поэтому за всё время производства было сделано лишь 3356 пикапов Lincoln Blackwood, а сама модель установила антирекорд марки — меньшего жизненного цикла не было ни у одного другого Lincoln в истории.
Plymouth Prowler (1997—2002)
Ещё один пример заигрываний с ретро-стилем и ставки на единственный вариант доступного оснащения для модели — футуристичный Prowler, который выпускался под марками Plymouth и Chrysler. Яркий дизайн Чипа Фуза не оправдывал заурядные агрегаты и высокую стоимость, поэтому сделано было всего 11 702 штук яркого, но непрактичного родстера.
Renault Avantime (2001−2003)
Когда речь заходит о моделях класса GT, то вряд ли кому-то на ум придёт Renault. Однако в истории марки был и такой автомобиль — невероятно необычные по дизайну купе Avantime, которое напоминало скорее минивэн, чем привычные «гран-туризмо». Ставка на лояльную аудиторию, которую планировали привлекать за счёт сходства с популярным минивэном Renault Espace, провалилась и было сделано всего 8557 необычных купе.
Saab 9−4X (2010−2011)
Пример обратный Cadillac BLS — там за основу брали модель Saab, которую превращали в Cadillac, а здесь Cadillac SRX превратили в шведский кроссовер. Дорогой, по меркам бренда, Saab 9−4X продержался в производстве около года — за это время было сделано всего 814 экземпляров кроссовера. Точку в судьбе модели поставило банкротство Saab.
Smart Roadster (2003−2005)
Недорогой компактный 2-местный спорткар — звучит такое описание весьма привлекательно и небезынтересно для публики, если посмотреть на судьбу Mazda MX-5. Но что хорошо для японской марки, то оказалось неподходяще для немецкой. Новый бренд Smart помимо забавных сити-каров предложил ещё и яркие по дизайну купе и родстер — продажи машин в первый год производства почти вдвое превзошли прогнозы, но выяснилось, что продукт оказался сыроват. Издержки на гарантийное обслуживание стали достигать в среднем €3000 на автомобиль, что с учётом маржи в 1% делало модель практически бессмысленной. В итоге Smart Roadster сняли с производства, сделав всего 43 091 машин.
Subaru Tribeca (2005−2014)
В полной мере провальным этот проект назвать нельзя, поскольку было выпущено 76 774 японских кроссоверов, но возложенные на неё ожидания Subaru Tribeca не оправдала. Автомобиль, который создавался с прицелом на рынок Северной Америки, стал одним из самых невостребованных на рынке США и потому было принято решение о сворачивании производства. И да, Subaru Tribeca также планировали выпускать как Saab 9−6X, но Saab, в то время дочерняя компания General Motors, отказалась от программы 9−6X непосредственно перед её стартом после продажи GM в 2005 году 20% доли в Subaru.
Suzuki Kizashi (2009−2016)
Один из немногих проектов, который могла ждать неплохая судьба, если бы не три момента. Во‑первых, марка Suzuki не ассоциировалась с большими седанами. Во‑вторых, модель Kizashi была достаточно дорогой не только по мерам бренда, но и в целом на фоне конкурентов. В-третьих, качество первых экземпляров Suzuki Kizashi было не лучшим и слухи о проблемах с автомобилем подмочили репутацию модели. В итоге небольшие продажи обусловили тираж в несколько десятков тысяч машин и снятие седана с производства.
Volkswagen Phaeton (2002−2016)
Впрочем, попытки делать большие седаны провальными оказались не только у французских, итальянских и японских марок — неудача ждала и Volkswagen, который с моделью Phaeton решил навязать конкуренцию Audi A8, BMW 7 Series, Mercedes-Benz S-Class и Lexus LS, но потерпел неудачу. Сделано было всего 84 253 машин, среди которых предлагались и версии с двигателями W12 и V10, платформа седана легла в основу Bentley Continental GT и Bentley Continental Flying Spur, а моторы и коробки передач от Phaeton использовались на Audi A8, но аудитория просто не оценила крайне дорогой седан от народной марки.
Большинство из представленных выше машин оказались для своих создателей убыточными. Но малые тиражи, что интересно, сейчас делают эти автомобили потенциальными коллекционными экземплярами — с годами ценность выпущенных и без того мизерным количеством машин, из которых выжить смогли далеко не все, будет только расти. И у многих из моделей, которые в момент своего присутствия на рынке слыли неудачниками, судьба кардинально меняется и они уже сейчас становятся объектом пристального внимания ценителей редких и необычных автомобилей.