Хромой MacBook – косметический дефект или заводской брак?
Привет.
Итак, вы покупаете далеко не самый дешевый MacBook, светитесь от счастья или скупо улыбаетесь, но однозначно довольны, новая машинка обещает исключительно положительные эмоции. На рынке ноутбуков кажется, что MacBook стоят особняком, в прошлом очень надежные, практически неубиваемые ноутбуки сохранили для многих свою привлекательность. На это не повлияли долгие годы поломок клавиатур, вылетающие шлейфы, которые превращали экран в красочную картинку из полос. Многие продолжали верить, что MacBook — это качественно, пусть и дорого.
Удешевление производства — это то, над чем бьются все производители без исключения, в Apple занимаются ровно тем же, но своих заводов у компании нет. Партнеры не занимаются благотворительностью и пытаются сэкономить на каждом этапе, причем иногда речь идет про копеечные затраты, которые выливаются в ощутимые суммы только на объеме производства. Иногда такая экономия выходит боком, но в компании на это закрывают глаза. Давайте поговорим о том, как в Apple экономят на ножках для своих ноутбуков и почему новые модели иногда начинают хромать, когда они сразу поступили с завода на полки магазинов. У меня именно такой MacBook Pro, первые пару недель он немного хромал, что раздражало при наборе текста на ровном столе, одна ножка не прикасалась к поверхности.
Не обратил на это особого внимания, посчитал незначительным браком, так как знал один секрет, который исправит ситуацию, впрочем, о нем — в конце этого текста. Но с удивлением узнал, что это стало нормой для многих моделей MacBook, а в основном такая ситуация касается MacBook Air, которые зачастую хромают, и это раздражает пользователей. И их можно понять, так как они купили дорогой ноутбук, который не умеет правильно стоять на ровной поверхности.
Вот в таких ножках проблема и заключается, они не стоят на поверхности ровно, как результат, ноутбук немного шатается. Это можно проверить, если провести плотным листом бумаги под стоящим на столе ноутбуком. Там, где ножка не прикасается к поверхности, лист с легкостью пройдет, а там, где есть точка соприкосновения, этого не случится.
Об этой проблеме мне писали несколько человек, но наш читатель Максим подошел к делу основательно. Приведу его письмо как есть, заодно вы увидите, через какие мытарства нужно пройти, чтобы вам решили копеечную проблему. Итак, письмо Максима:
Эльдар Викторович, приветствую!
Может ли вас заинтересовать моя история? Если да, то могу предоставить доказательную базу :), для публикации на вашем сайте.
Здравствуйте! 08.05.2021 в сети магазинов Связной г. Екатеринбург, мной был приобретён Macbook Air 16/512 M1, серийный номер C02FH070Q6LX. В процессе установки программ и настройки на следующий день 09.05.2021, обнаружился дефект: правый нижний угол не прилегает к любой ровной поверхности. (поднимается на 1–2 мм поднимается на 1–2 мм в зависимости от поверхности, открытая или закрытая крышка). И это приводит к эффекту шатания (люфт). Под переднюю правую ножку свободно проходит лист бумаги. Проблема проявляется как при открытой, так и при закрытой крышке. Проблема не единична, и упоминается в интернете с начала продаж данной модели (январь 2021).
09.05.2021 — с данной проблемой я обратился по месту приобретения — в Филиал «Уральский» ООО «Сеть Связной» Филиал «Уральский» ООО «Сеть Связной» г. Екатеринбург, ул. Карла Либнехта 22.
В магазине посоветовали обратиться в любой авторизованный центр Эппл Рус.
10.05.2021 я обратился в АСЦ Алстер-Сервис сервис по адресу г. Екатеринбург, ул. Крылова 27. https://www.alster-service.ru
После объяснения и наглядной демонстрации проблемы, на мою просьбу составить заключение о состоянии ноутбука, сотрудник АСЦ Изабелла, ответила отказом по причине того, что АСЦ не занимается проблемами, связанными с внешними проблемами техники Apple, а ремонтируют только устройства с аппаратными проблемами. Стояние макбука на 3х ногах, вместо 4х — АСЦ считает косметическим дефектом.
Проблема «хромоты» встречается и у других покупателей.
В России:
https://market.yandex.ru/product—noutbuk-apple-macbook-air-13-la…
Обзор Романа Ястреба от 16.05.2021 с 13:45
За рубежом: forums.macrumors.com
10.05.2021 данный ноутбук был сдан на проверку качества по месту приобретения — в Филиал «Уральский» ООО «Сеть Связной» Филиал «Уральский» ООО «Сеть Связной»
г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта 22. Квитанция о приёмке №055AGA115A0016 от 10.05.2021
25.05.2021 ноутбук был возвращен мне после проверки качества и технического заключения № 885140 от 18.05.2021 МТ Сервис, г. Москва www.mtservice.ru, что дефект не выявлен. Чтобы скрыть данный дефект в сервисном центре просто немного ослабили винты крепления правой стороны нижней крышки ноутбука. Вследствие этого нижняя крышка немного вышла из пазов, и ноутбук стал более устойчив (на момент проверки при получении). Дома, вернув нижнюю часть крышки обратно в пазы (винты болтаются) эффект стояния на трех ножках вернулся.
На данный момент, нахожусь в ожидании решения Службы поддержки Apple: считают ли они хромой макбук из коробки браком или косметическим дефектом.
С уважением,
Максим
Максим приложил к письму множество фотографий, видео, а также заключения СЦ плюс запись общения с чатом поддержки Apple. Доказательная база огромная, но решения вопроса на данный момент пока нет.
Мне понравилось общение с авторизованным СЦ «Алстер», в нем Максиму отказывают в приеме ноутбука на диагностику, так как проблема не является аппаратной, это косметический дефект. В чате с представителем сервисного центра звучит комичное утверждение, что сервисный центр поможет Максиму убедить Apple что-то сделать с ноутбуком и помочь в этой ситуации. При этом представитель сервиса настаивает, что с этой проблемой нужно идти к продавцу и добиваться правды там. В службе поддержки Apple говорят ровно обратное и направляют Максима в сервисный центр.
Большая компания, привычная неразбериха и проблема, которая заботит покупателя, а также отсутствие решения, которое бы всех устраивало. Давайте разберемся, как возникает проблема изначально, это прольет свет на то, почему в Apple об этом не беспокоятся, но и стараются ничего не говорить.
Любой ноутбук Apple стоит на четырех «шайбах», раньше они были больше, и их высота при этом была меньшей. Посмотрите на MacBook Pro 2013 года и конца 2020 года, в новом вставки меньше и выше.
Размер корпуса для этих моделей сравним, разница в «шайбах» обусловлена не размером устройств, а экономией на комплектующих, меньшего размера «шайбы» стоят дешевле. В Apple в прошлые годы пытались выжать любую дополнительную эффективность из снижения стоимости комплектующих. Достаточно вспомнить «гениальную» историю с уменьшением длины шлейфа экрана, что приводило к его разрыву при натяжении или к тому, что перетирались жилы, картинка плыла. В том случае речь шла об экономии пары миллиметров шлейфа.
Выглядела эта проблема вот так.
Вы можете прочитать отдельный материал про разные проблемы MacBook у нас.
В апреле 2021 года завершился суд в Северной Калифорнии, куда обратились пользователи бракованных MacBook, судья Эдвард Давила (Edward Davila), рассматривавший коллективный иск к Apple, постановил, что компания осознанно выпускала в 2016–2017 годах MacBook с бракованными компонентами. В Apple заведомо знали о проблеме, но в течение полутора лет выпускали свои устройства с браком, не признавали его (с октября 2016 по февраль 2018 года). В 2019 году, когда компания осознала, что число обращений в суд растет, ей грозят убытки от исков, она запустила программу ремонта таких устройств. Но это не удовлетворило многих покупателей, так как они уже потратили деньги на ремонт своих ноутбуков, а в Apple удаляли на собственных форумах поддержки темы о проблеме, которая получила название flexgate. В Америке рассматриваются и другие коллективные иски к Apple, связанные с этой проблемой.
Но в контексте нашей истории нам важно понимать, что внутри Apple был взят курс на копеечную экономию, когда компания по чуть-чуть отрезала материалы, которые использовала в своих устройствах. Ножки для ноутбуков подверглись редукции, и это привело к другому результату, который на первый взгляд неочевиден.
Чем меньше точка соприкосновения ножки с поверхностью, тем точнее она должна быть установлена на корпусе, чтобы не было люфта и ноутбук не хромал. И если посмотреть на модели начала 2020 года, особой хромоты в них не встречается, они прочно стоят на ногах.
Причина этого заключается в том, что автоматическая линия проходила постоянную юстировку, а контроль качества проверял то, как стоят на поверхности ноутбуки. В процессе экономии на производстве последовательно отказывались от дополнительных, необязательных проверок, и одной из жертв стала проверка на то, как ноутбуки стоят на ровной поверхности. Ведь тут нет никаких проблем, и ничего этакого не может произойти, не так ли?
Автоматические линии работали как и раньше, проблем первое время не было. Но затем какой-то из автоматов, что ставит ножки на нижнюю панель (это не человек, а именно автомат), немного сбился, появилась погрешность меньше миллиметра. В прошлом эту проблему отлавливали моментально, так как шла проверка на ровной поверхности, конвейер проходил юстировку, и все вставало на свои места. Теперь такой обратной связи на заводе нет, так как она стала жертвой оптимизации затрат (для столь дорогих моделей это звучит как издевка, но как есть). Проверяют автомат время от времени, что-то подправляют, и все возвращается обратно. Но в промежутках выходит какое-то количество устройств, которые неустойчиво стоят на ровной поверхности. В Apple эту проблему не признают, а если даже когда-то это и сделают, то, как обычно, заявят, что это касается незначительного числа устройств, в компании всегда так поступают.
Теперь самое время вернуться к моему MacBook Pro, который имел ровно такую же проблему, но она решилась сама собой через несколько недель. И я ничего для этого не делал, кроме того, что работал на ноутбуке как обычно, чертыхался, что он покачивается на ровной поверхности. Ножки со временем уминаются, и ноутбук встает на четыре точки сам собой. У кого-то это занимает одну-две недели, кто-то говорит про то, что это случилось через несколько дней. Тут многое зависит от времени, проведенного за машинкой.
Кажется, что история не стоит выеденного яйца, в конце концов, проблема решается сама собой. На деле это, конечно же, не так, ведь это заводской брак, который в Apple допустили осознанно, экономя на комплектующих и на том, как устройство производится, проводится проверка его качества. Нет сомнений, что компания должна заменять такие ноутбуки по первому требованию, так как для новой модели не предполагается никакого процесса «усадки» ножек, это ненормально изначально. С другой стороны, многие люди, в отличие от Максима, закрывают на это глаза, и жизнь как-то нормализуется со временем, им кажется, что проблемы и вовсе не было, а им привиделось.
В одном из больших московских магазинов посмотрел на новенькие MacBook, у двух из пяти оказалась эта проблема, они шатались на ровной поверхности. Что тут сказать? Если не экономить на спичках, то ваша компания не будет стоить пару триллионов долларов на бирже. Для меня эти изыски Apple выглядят как минимум странно, ведь MacBook воспринимался как дорогой ноутбук без компромиссов, а тут получается, что экономят на ножках, и это какое-то неприкрытое нищебродство. Блеск и нищета Apple в одном флаконе.
Так как брак заводской, в Apple должны менять устройство на новое, если вы после покупки обнаружили такую проблему и она вас не устраивает. Добровольно компания это делать вряд ли будет, поэтому можно смело обращаться в суд, а заодно указывать, что дефект носит массовый характер. Помимо прочего законом предусмотрена компенсация за ваши терзания, она небольшая, но это приятный пустячок сверх стоимости ноутбука. Как вариант, вы можете требовать замены ноутбука аналогичным, но без дефекта.
Интересно, на чем в следующий раз сэкономят в Apple? Вопрос риторический, но, чувствую, нас порадуют ноу-хау, как еще сэкономить деньги на очень дорогих продуктах, за которые мы платим полную стоимость. Припомнить аналогичные случаи у других производителей не могу, так как это что-то запредельное, экономия на ножках!
Неоднократно говорил, что новое поколение MacBook на процессоре M1 не вселяет уверенности, есть множество «мелочей», например, ускоренный износ SSD.
Приведу новые данные для своего MacBook Pro, за 185 часов работы на SSD записано 30.8 ТБ данных (в прошлый раз за 103 часа было 17.6 ТБ). Никакие обновления MacOS не решили этот вопрос, износ продолжается на максимально высоком уровне. А значит, этот ноутбук прикажет долго жить намного раньше, чем его предшественники. И это при том, что у меня на нем нет обработки видео или каких-то тяжелых задач, только написание текстов, почта и тому подобное.
Что тут сказать? В Apple в очередной раз изобрели ускоренный выход из строя своей техники, их уже ловили за руку на этом. Но горбатого только могила исправит. С другой стороны, нужно разделять ошибки невольные, как это случилось с ножками, и ошибки осознанные, которые вводятся специально, чтобы сократить срок службы устройства. Как вам эта история в целом? Надуманная, или вы считаете, что в Apple не должны так экономить?