Ходжалинский геноцид как международное преступление

cover.jpg

»…Остались пленные, у которых больше нет сил жить. Зимними утрами их босиком выводят на снег и лед. С ног до головы обливают ледяной водой, разбивают на их головах стекла, затем волокут обратно в камеру. После этого начинаются настоящие пытки. Ломают им пальцы, защемив между дверьми, а раздающиеся вопли глушат ударами дубинок. Многие сходят с ума, не выдержав мучений».

Поделиться

Газета «Московский комсомолец» от 29 января 1994 года

Понятие «геноцид» не было знакомо общественности до 1944 года. Этим специальным термином обозначают преступные действия против какой — либо человеческой группы с целью их уничтожения. Впервые новый термин был использован польским правоведом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным для обозначения политики массового уничтожения европейских евреев фашистами. Он предложил термин «геноцид»(…), состоящий из сочетания греческого слова «qenos» — »…» и латинского слова «caedo» — «убиваю». Лемкин, предложивший этот термин, обосновывал его так: геноцид — это планомерное и координированное претворение в жизнь различных преступных действий, направленных на уничтожение жизнеполагающих основ существования определенных человеческих групп. Год спустя Нюрнбергский международный военный трибунал обвинил лидеров фашизма в «преступлении против человечества».

В обвинительном акте трибунала понятие «геноцид» использовалось не как юридический термин, а как описательное выражение. 9 декабря 1948-го года Организацией Объединенных Наций была принята Конвенция «О предотвращении и наказании преступления геноцид» (Конвенция вступила в силу 12 января 1951-го года). Таким образом, впервые в истории международного права преступления, направленные на уничтожение человеческих групп, различаемых по национальным, этническим, расовым, религиозным признакам, были названы геноцидом, а на государства, присоединенные к Конвенции, были наложены обязательства по предотвращению и наказанию виновников этого преступления.

История преступлений геноцида против Азербайджана охватывает период более ста лет. В указе президента «О геноциде азербайджанцев» от 26 марта 1998-го года особо подчеркивались преступления и политика геноцида, совершенные против азербайджанцев в 1905 — 1907 гг., 1918 — 1920 гг., 1948 — 1953 гг., 1988 — 1994 гг. Начиная с февраля 1988-го года стараниями группы армянских сепаратистов, живущих и действующих на территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской Республики, вновь начала нагнетаться «Армянская проблема», исторически сформированная как составная часть «Восточной проблемы». Мирные жители — азербайджанцы из Армении и Нагорного Карабаха начали подвергаться гонениям, убийствам и самым жестоким преступлениям по национальным, этническим, религиозным признакам.

Следует признать, что Ходжалинский геноцид, выделяясь среди этих преступлений особой тяжестью, также играет важную и значимую роль для разоблачения сущности армянского фашизма. Ходжалинская трагедия, совершенная с особой жестокостью в ночь с 25-го на 26-е февраля, является самой кровавой страницей в проводимой в течении последних 200 лет со стороны армянских шовинистов-националистов по отношению к азербайджанцам политике этнической чистки и продолжения политики геноцида.

Ходжалинская резня, совершенная в ходе захватнической войны, начатой Арменией с целью оккупации Нагорного Карабаха и будучи продолжением политики геноцида против мирных азербайджанцев, ужасает по своему масштабу. Ходжалинский район, занимавший важное стратегическое положение, отличающийся своими историческими памятниками, обладающий древней культурой и играющий важную роль в изучении истории Азербайджана, стал жертвой армянского сепаратизма и шовинизма.

Ходжалинская резня — очередной геноцид, совершенный армянскими оккупантами против азербайджанского народа, положила конец жизням 613 человек, 106 из них женщины, 63 малолетние дети, 70 стариков. 487 человек получили увечья и стали инвалидами, 1275 мирных жителей были взяты в плен, 150 человек пропали без вести. В результате этого насильственного акта некоторые семьи были целиком уничтожены, мирное население было уничтожено с особой жестокостью, пленные были подвергнуты жестоким пыткам. То, что все эти деяния были заранее запланированы и осуществлены по национальным признакам с целью полного или частичного уничтожения людей, согласно международному и государственному праву, дает право называть этот акт геноцидом. Этот акт жестокости и вандализма, совершенный армянскими захватчиками, должен быть осужден прогрессивным человечеством наравне с такими трагедиями, как Холокост, Катынь и Сонгми.

Ходжалинская трагедия резня или геноцид? Хотя до сегодняшнего дня эти два понятия часто используются и тесно переплетаются в прессе, их взаимного сравнения не проводили. Не делая различий между этими понятиями, некоторые работники прессы оценивают это событие как геноцид, а другие как резню. На самом деле, эти два совершенно разных понятия и по этимологии, и по юридической оценке. В Уголовном законодательстве есть специальная статья (АР УП, 105–я статья), где говорится, что полное и частичное уничтожение населения без признаков геноцида оценивается как преступление против населения. А в Уголовном Праве Азербайджанской Республики, в другой статье (103-я статья), геноцид характеризуется как уничтожение членов какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы, нанесение здоровью или умственным способностям членов групп тяжелых увечий и повреждений, создание тяжелых условий жизни с целью полного или частичного физического уничтожения группы, принятие мер, направленные на сокращение рождаемости внутри группы, переселения детей, принадлежащих одной группе в другие группы, что является составом преступления — геноцида.

Преступные деяния армян, совершивших Ходжалинскую трагедию, должны быть осуждены именно по этой статье. Преступления, совершенные армянами в Ходжалы против мира дальше привели к следующим преступлениям: 103–я статья УП Азербайджанской Республики (геноцид), 104-я (склонение к совершению геноцида), 105-я статья (уничтожение населения), 107-я статья (депортация населения и вынужденное переселение), 112-я статья (лишение свободы в противовес юридическому праву), 113-я статья (пытки), 115-я статья (нарушение военных законов и справедливости), 116-я (нарушение международного гуманитарного права во время вооруженного конфликта), 117-я статья (выполнение преступного приказа во время вооруженного конфликта), 118-я (военный грабеж).

Несмотря на то, что это преступление, совершенное армянами, было широко освещено в СМИ и доведено до сведения международной общественности, оно до сих пор не получило должной юридической оценки.

Преступления против человечества и покушения входят в юрисдикцию Международного Уголовного Суда. Международный терроризм, который относится к международным преступлениям, тоже входит в юрисдикцию Международного Уголовного Суда. Согласно статусу Международного Уголовного Суда предусматривается применение универсальных принципов юрисдикции против международных преступлений, в том числе и против международного терроризма. Международный Уголовный Суд был учрежден 17 июля 1998 года в столице Италии Риме на Дипломатической конференции.

Этот суд был создан как постоянный орган, наделенный полномочиями претворения в жизнь юрисдикции против лиц, несущих ответственность за особо тяжкие преступления, волнующие международную общественность. Согласно 5-й, 6-й статьям Римского статуса Международный Уголовный Суд обладает полномочиями принятия на рассмотрение преступлений геноцида. Наряду с этим, согласно 11-й статье «Ratione temporis» Римского статуса, суд может применить соответствующую юрисдикцию после вступления статуса в силу, т. е. по отношению к преступлениям, совершенных после 17 июля 1998-го года.

По требованию 5-й статьи Римского статуса Международного Уголовного Суда, юрисдикция суда распространяется только на страны-участники Римского статуса. А в Гаагском трибунале проблема может рассматриваться в том случае, если преступление совершено на территории государства, ратифицированной Римским статусом и гражданином страны, тоже ратифицированной Римским статусом. Также, преступления геноцида могут быть рассмотрены в случае обращения Совета Безопасности ООН в Суд по Международным Преступлениям согласно VII разделу Устава ООН, если они были совершены в условиях, угрожающих международному миру и безопасности. Так как в данное время нет юридических доказательств и юридических условий, рассмотрение Ходжалинского геноцида как уголовного дела в Гаагском трибунале пока представляется невозможным.

Международный Уголовный Суд наделяется полномочиями обвинения в нижеприведенных трех случаях:

1. В случае совершения преступления на территории страны-члена Римского статуса или против гражданина этой страны;

2. В случае выступления страны, не обладающей Римским статусом, с заявлением с признанием полномочий Международного Уголовного Суда.

3. В случае требования Советом безопасности ООН от Международного Уголовного Суда ведения следствия по одному или нескольким преступлениям.

В то же время, согласно 11-й статье Международный Уголовный Суд наделен также полномочиями осуждения совершенных преступлений. То или иное государство, которое становится членом Международного Уголовного Суда, может присоединиться к Римскому статусу Международного Уголовного Суда лишь после издания особой декларации. В противном случае положения, принципы Римского статуса вступают в силу со дня его подтверждения этим государством. Государство, не являющееся членом Римского статуса, выступая с соответствующим заявлением по поводу совершенного преступления, этим признает полномочия Международного Уголовного Суда. Так как Азербайджаном не подписан Римский статус Международного Уголовного Суда, он не является субъектом этой международной организации. Армения же, несмотря подписание 1 октября 1999-го года Римского статуса, не смогла добиться его ратификации.

Этим объясняется то, что хотя преступные деяния совершивших геноцид в Ходжалы входят в юрисдикцию Гаагского трибунала, обращение Азербайджана о расследовании геноцида против нашего народа, не может быть принято на рассмотрение по причине не подписания этого статуса нашей республикой. С другой стороны, даже если Азербайджан как член Международного Уголовного Суда ратифицирует Римский статус, собранные материалы не будут приняты на рассмотрение, так как геноцид в Ходжалы был совершен 25 — 26 февраля 1992-го года, а в то время Азербайджан не являлся членом этого суда.

Однако это ситуация не безнадежна, в международном праве есть и другие пути решения этой проблемы. Мировой опыт подтверждает, что уголовные дела лиц, совершивших резню в Ходжалы, могут быть рассмотрены судом Ходжалинского района Азербайджана по особо тяжким преступлениям. Потому что, Ходжалинский геноцид был совершен на территории Азербайджана, бывшими гражданами Азербайджана армянами, против граждан Азербайджана азербайджанцев и месхетинских турков. Это полностью соответствует требованиям национального и международного права. Ведь, согласно универсальным принципам юрисдикции, привлечение лиц, совершивших геноцид и другие международные преступления к уголовной ответственности, является прямой обязанностью и долгом следственных и судебных органов. После того, как этот процесс в республике получит юридическую оценку, стараниями полномочных органов Азербайджана станет возможным создание наделенного особыми полномочиями Международного Уголовного Суда, который рассмотрел бы Ходжалинскую резню, а также преступления армянских вооруженных сепаратистских сил против азербайджанцев, мира и человечества.

Азербайджанская сторона с полной уверенностью сможет доказать, что преступные деяния армян в Ходжалы являются нарушением не только Genosid, но и Международного гуманитарного права (International Humanitarian Law), 4-й Женевской конвенции и статей добавленной впоследствии 77-го Протокола. В то же время, во время Ходжалинских событий были грубо нарушены правила ведения военных действий, предусмотренных Международным гуманитарным правом («Гаагское право») и применены запрещенные методы. Следственная группа, созданная для расследования кровавых событий в Ходжалы, провела судебно-медицинскую экспертизу над трупами 181 человек. Выяснилось, что большая часть убитых была расстреляна с близкого расстояния в основном в голову; дети, начиная с младенцев и кончая подростками, женщины, старики были беспощадно расстреляны. У трупов были выколоты глаза, сняты скальпы, отрезаны головы, уши и другие части тела. После этих глумлений, трупы приняли ужасающий и неузнаваемый вид.

Помимо всего этого, во время Ходжалинского геноцида были нарушены следующие статьи Общемировой Декларации о Человеческих Правах.

Статья 2. Каждая личность, независимо от языка, … религии, … национальности и др. признаков обладает всеми правами и свободой, предусмотренными этой Декларацией.

Статья 3. Каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Статья 5. Запрещаются любые жестокие и античеловеческие действия, унижающие достоинство.

Статья 9. Запрещаются самовольные аресты, задерживания и гонения.

Статья 10. Каждый человек имеет право на имущество и запрещается самовольное лишение его этого имущества.

Иск, предъявленный азербайджанской стороной, должен быть рассмотрен Советом Безопасности ООН. Если в соответствии с существующим уставом и процедурами, а также с требованиями международного права будет создан Международный Уголовный Суд по Ходжалинскому геноциду, справедливым расследованием этого преступления можно добиться заслуженного наказания его виновников и зачинщиков. Наличие всех юридических оснований для этого подтверждено даже судьей Бельгийского Конституционного Суда Жан- Полем Мурманом. По его словам, подобные суда были созданы после геноцида в Косове, Ливане, Ираке и других странах. В такие суда, по его мнению, нужно привлечь международных экспертов, вести расследования, принимать соответствующие решения. Виновники таких преступлений против человечества должны быть найдены и привлечены к ответственности. Жан — Поль Мурман считает, что поддержка и опека подобных преступников со стороны какого-либо государства может привести к их повторному совершению в будущем.

Доказательством этого можем привести текст выступления Генерального секретаря ООН Кофи Аннана 24-го января 2004-го года на международной конференции в Стокгольме и его обращение к организации ООН:»…Таким образом, преступные действия, совершенные против этнических азербайджанцев, в соответствии с юридическими документами признаны преступлением против человечества и наказание ответственных лиц считается прямым обязательством и долгом Армении, но и обязанностью всего мировой общественности. Потому что, практически во всех случаях геноцид является угрозой миру и бороться с ним необходимо объединив политические усилия с военными».

Так, существует практика создания международных уголовных трибуналов по решению Совета Безопасности ООН. Для признания Ходжалинского геноцида международным преступлением можно воспользоваться юридическими документами.

1. Конвенция о предотвращении и наказании совершенного геноцида, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948-го года, приказ №260 (3).

2. Устав Нюрнбергского Военного Трибунала (Несмотря на то, что в Уставе геноцид прямо не называется, преступные деяния, приводящие к нему, расцениваются как преступления против человечества и как военные преступления).

3. Устав Международного Трибунала Югославии (статья 4).

4. Устав Международного Трибунала Руанды (статья 1).

5. Статус Международного Уголовного Суда (статья 6).

6. Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики (статья 103).

7. Указ Президента Азербайджанской Республики от 26 марта 1998-го года «О геноциде азербайджанцев».

Вероятно, возможность создания особого трибунала по решению Совета Безопасности (время совершения преступления может не совпасть со временем создания Международного Уголовного Суда), сформировало такое мнение, что в аналогическом порядке дело может быть передано Международному Уголовному Суду. В любом случае, по решению Совета Безопасности преступление в Ходжалы может быть рассмотрено международной организацией, будь это Международный Уголовный Суд или особый уголовный трибунал.

Конце хотим добавить о ТВ канале Карабах созданный в Азербайджана. К сожалению, во многих случаях Азербайджан становился жертвой информационных провокаций. Когда информацией пользуются неправильно, она начинает носить разрушительный и провокационный характер, что оказывает серьезное негативное влияние на сознание общества. Потому что информационная политика во всех этнических конфликтах: и для того, чтобы разжечь их, и для того, чтобы их урегулировать, — очень мощное оружие в руках политиков.

Но вот принцип справедливости здесь нарушается, потому что многие средства массовой информации, когда пишут о регионе, ссылаются на армянские источники. Сегодня большинство медиа-читателей склонны верить не в факты, а в комментарии, и таких уже достаточно. Именно, созданный в Азербайджане телеканал и аналитический сайт (http://www.karabakh-tv.org) «Карабах ТВ» показывает правду о армянской агрессии против нашего народа

Заур Алиев,

доктор политической философии, доцент

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

©  vc.ru