Гудбай, Америка: как США теряют контроль над интернетом
1 октября прекратил действие контракт на исполнение функций Администрации адресного пространства Интернет (IANA) между Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN) и структурой Минторговли США — Национальной администрацией по телекоммуникациям и информации США (NTIA), говорится в сообщении ICANN.
Правительство США исторически стояло у истоков создания Интернета и до последнего времени сохраняло за собой ряд «особых прав» в управлении инфраструктурой, от которой зависит работа всей глобальной сети. Ключевые из таких прав — как раз координация выполнения функций IANA. Они связаны с поддержкой так называемой системы уникальных идентификаторов Интернета: в частности, управления корневой зоной DNS, делегирования и распределения ресурсов нумерации Интернета (IP-адресов и номеров автономных систем).
Теперь эти функции IANA перейдут к новому, отдельному юридическому лицу — Public Technical Identifiers (PTI), некоммерческой корпорации по обеспечению общественных интересов, зарегистрированной в штате Калифорния. PTI создается как «дочка» ICANN, последняя будет отвечать за координацию ее деятельности. Следить за выполнением контракта, соблюдением его условий, а также разрешать споры между ICANN и PTI будут отдельные структуры — Постоянный комитет потребителей (CSC) и многосторонний обзорный процесс по выполнению функций IANA (IFR).
«Мировое интернет-сообщество утвердило модель многостороннего управления Интернетом. Модель управления, определяемая включением всех голосов, в том числе бизнеса, ученых, технических экспертов, гражданского общества, правительств и многих других — лучший способ добиться, чтобы интернет завтрашнего дня остался свободным», — приводятся в сообщении ICANN слова главы ее совета директоров Стивена Крокера.
Координирующая роль американской госструктуры в исполнении функций IANA всегда была довольно формальной: по контракту ведомство должно было рассматривать и утверждать запросы ICANN на внесение изменений в файл корневой зоны DNS — своеобразный каталог с информацией о всех существующих доменах верхнего уровня. Это узкая и технически несложная функция, но она всегда считалась критически важной и политически значимой, так как от нее зависит работа глобальной системы доменных имен — в том числе, например, доменов.RU и.РФ. За все годы действия прежнего механизма власти США ни разу не заблокировали поступивший от ICANN запрос, но тем не менее представители России и других стран, а также технического сообщества, требовали систему изменить.
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что приветствует прекращение действия контракта с NTIA. «Контрактные условия на выполнение этой функции (IANA — РБК), формируемые в одностороннем порядке Министерством торговли США, создавали несимметричную модель управления сетью Интернет», — говорится в заявлении министра, распространенном в субботу. В то же время в нем отмечается, что изначально в ICANN было заложено «как минимум два вида неравных прав и полномочий: первое — полномочия правительства США относительно других правительств и второе — полномочия правительств по сравнению с большинством остальных заинтересованных сторон». Николай Никифоров указал, что прогресса в отношении второго вида неравных прав пока нет, и «способность правительств влиять на решения, которые принимает корпорация ICANN, ограничивается исключительно консультативной ролью».
Россия, как и ряд других государств, не в полной мере разделяет принцип принятия решений в ICANN — управление с участием всех заинтересованных сторон. Суть его состоит в том, что правительства, частный сектор, гражданское общество, конечные пользователи Интернета и техническое сообщество имеют равный вес в выработке и принятии решений. По мнению российских чиновников, у правительств должны быть особые права. Обеспечить их могла бы передача координирующей роли в исполнении функций IANA межправительственной организации, например, специализированному агентству ООН — Международному союзу электросвязи (МСЭ).
Однако против этой инициативы выступают и представители сообщества, и США, которые в любом случае сохраняют и организационные структуры, и принципиально важную часть физической инфраструктуры управления уникальными идентификаторами в своей юрисдикции и на своей территории. В США и многих других странах поддерживают принцип управления глобальной инфраструктурой сети с участием всех заинтересованных сторон. Наконец, многие эксперты сомневаются в возможности переместить техническое сообщество, привыкшее работать в условиях свободного взаимодействия и обмена мнениями, в корпоративную оболочку МСЭ, достаточно бюрократической организации.
Автор — консультант ПИР-Центра
© РБК