GrafX2 2.5 — максимальный 256-цветный редактор пиксельной графики
GrafX2 — растровый графический редактор для создания и редактирования пиксельных изображений в стиле «pixel art» (с глубиной цвета до 8-bit) . Код программы написан на языке Си с использованием тулкита SDL (благодаря чему легко портируется на большинство известных платформ), а дополнения для программы можно писать в виде Lua-скриптов.
"Pixels not Dead!"
- слоган релиза GrafX2 2.5
Возможности:
- Редактирование изображений с индексированными цветами (с палитрой), вплоть до 256 цветов.
- Классические инструменты: линии, круги, текст, множество шагов отмены/возврата действий, встроенные кисти, …
- Менее классические инструменты: аэрограф, сплайновые кривые, фигуры с градиентной заливкой, пользовательские кисти.
- Слои, для облегчения смены композиции во время работы.
- Создание и редактирование анимации с множеством фрэймов (кадров), а также экспорт в формат GIF.
- Режим разделения рабочего пространства на две рабочие зоны («увеличиваемая зона» и «зона актуального размера»), при этом в обоих зонах редактирование и обновление изображения происходит одновременно.
- Обширный редактор палитр: цветовые системы RGB и HSL, редактирование групп цветов, установка и создание цветовых амплитуд.
- Контроль палитр: подмена цветов без изменения изображения, общая генерация палитры для объединения двух изображений.
- Режим сглаживания: помогает применять сглаживание с использованием пользовательских градиентов.
- Режим сетки: сначала рисуете тайлы и потом легко пристыковываете и копируете их для создания больших концептов.
- Узорчатый режим.
- Прозрачность, смягчение, размазывание, и другие продвинутые эффекты.
- Обширные и настраиваемые комбинации клавиш: можно контролировать всё используя лишь клавиатуру и скрыть панель инструментов чтобы рисовать в полный экран.
- Скриптование с использованием встроенного Lua-движка позволяет автоматизировать операции, проводить мощный анализ и манипуляции над изображениям.
- Необычные режимы отображения: широкие и высокие пиксели, ограниченные палитры: очень полезные функции при работе с изображениями предназначенными для 8- and 16-битных компьютеров.
- Специальные режимы рисования, воспроизводящие ограничения таких платформ как ZX Spectrum, Thomson, специальных режимов Amstrad CPC, и т.д.
Релиз v2.5 состоялся 7 мая 2018 года, спустя почти шесть лет с момента релиза v2.4 (2012 г.), и спустя более чем 22 года с момента релиза v1.0 (1995–1996 гг.).
Основные изменения:
- Лицензия: исходный код с декабря 2017 года поставляется на условиях более строгой версии GNU GPLv2 (only).
- Новые возможности
- Возможность рисовать эллипсы и круги из-угла-в-угол, в отличие от рисования из центра (можно рисовать их указывая ширину или высоту).
- Новые примеры Factory scripts: ThomsonConstraints, FontConverter, CodenetSend, разные конверторы изображений c учетом ограничений наложения цветов.
- Factory scripts имеют полный доступ к системе виджетов/окон программы, для более полноценных UI: ползунки прокрутки, текстовые блоки, и т.д.
- Добавлена поддержка платформ Android и GCW Zero.
- Новый формат файлов: PCH для редактора «Perfect Pix» под Amstrad CPC (только загрузка).
- Добавлена функция сохранения палитр в формате GPL (совместимый с GIMP).
- Новый режим 3:4 соотношения сторон пикселя.
- Гамма-коррекция палитры (при использовании менее чем 256 шагов, например для воспроизведения палитры Thomson).
- Поддержка более ограниченных режимов рисования: Thomson, ZX spectrum, «EGX» режимы для Amstrad CPC.
- Комбинация клавиш для приближения/отдаления (по умолчанию:
Shift
+↕
(колесо мыши/вертикальная прокрутка) или жеShift
++
/-
). - Поддержка файлов ICO и CUR (иконки и курсоры Windows).
- Возможность загружать/сохранять палитры непосредственно в окне Palette (нет больше необходимости использовать запасную страницу для копирования/перестановки).
- При сохранении и перезагрузке кистей с диска, автоматически восстанавливается индекс прозрачного цвета.
- Поддержка загрузки разных форматов файлов с помощью библиотеки RECOIL (опционально).
- Улучшения
- Форматы файлов:
- Загрузка файлов Autodesk FLI/FLC.
- Загрузка иконок Amiga (в файлах .info).
- Формат PI1/PC1 теперь может сохранять информацию о циклической смене цветов.
- Более полноценная поддержка файлов IFF в нескольких форматах.
- Усовершенствованный алгоритм подбора цветов для конвертеров C64-multicolor и FLI.
- Изображения *.C64 не сохраняются в формате FLI, а вместо этого используется простой формат C64.
- При сохранении файлов C64 выводятся сообщения указывающие на те ячейки которые имеют наложение цветов которое препятствует конвертации изображения.
- Возможность сохранять «полноэкранные» изображения CPC/SCR (более чем 16K видео RAM).
- Оптимизирована компрессия файлов GIF: используется 8 бит на пиксель когда это возможно, сохраняются только изменяемые части холста для фреймов анимации.
- Новый алгоритм для уменьшения количества цветов до 256 для изображений в «реальных» цветах.
- Поддержка файлов OS/2 и Windows CE BMP.
- Поддержка файлов CGA и 3-plane PCX.
- IFF: поддержка CAMG, TINY, DPPV, SHAM (Sliced-HAM), CLUT, ANNO (комментарий к файлу сохраняется/загружается), PCHG (Palette Change), BMHD, ANIM/ANHD, DLTA (анимированный ILBM), DPAN (Deluxe Paint Animation), BEAM (мультипалитровый), DYCP, CTBL, куски RAST, установка соотношения сторон при загрузке изображений, поддержка 24-битных изображений, поддержка подтипа ACBM, палитра EHB, разные необычные форматы файлов, улучшена совместимость с плохо сформированными файлами.
- Используется ILBM миниатюра при её наличии, вместо создания собственного предварительного просмотра.
- Для файлов IFF без палитр устанавливается стандартная палитра оттенков серого.
- Более компактное сохранение файлов XPM если используется только несколько цветов.
- Соответствующий предварительный просмотр для файлов «Mode 5» Amstrad.
- Написание скриптов:
- Factory scripts только создают шаг отмены если они действительно модифицируют изображение.
- В Lua-скрипте
matchcolor2
повышена точность. - API для получения списка слоёв в главной и запасной странице.
- Интерфейс:
- Переработан вид палитр для отображения прозрачного цвета видимым.
ПКМ
на кнопке «добавить слой» создаёт дубликат текущего слоя.- Добавлена «сортировка по гистограмме» в редактор палитр.
- Переработан расположение в окнах эффектов и палитр.
ПКМ
на кнопке режима рисования теперь имеет меню для непосредственного выбора нового режима.- Панель анимации отображает полное количество фреймов.
ПКМ
на слое переключает состояние между SOLO и предыдущее состояние.
- Другое:
- На платформах с X11 (Linux, *BSD), для работы с ttf-шрифтами используется fontconfig вместо X11 API. (issue 305, issue 525)
- Ограниченная поддержка Unicode (добавляет поддержку кириллических и расширенного набора латинских букв в именах файлов и в текстовом буфере обмена).
- Форматы файлов:
- Исправления
- Загрузка файлов IFF из Deluxe Paint версии для Atari ST. (issue 38)
- Застывание программы если палитра вертикальная и количество строк не равно возведению в степень числа 2. (issue 539)
- Файлы PC1 сохраняемые в GrafX2 не возможно загрузить в Degas Elite. (issue 535)
- Улучшен выбор цветов для XOR подсветки на изображениях с малым количеством цветов.
- Крах при попытке сохранения изображения CPC в формат SCR.
- Возможный крах при открытии окна выбора файлов.
- Крах при одновременном использовании заливки контура и сетки.
- Под Haiku, текст в строке состояния не работал неправильно.
- Под OS X, иногда родной курсор не скрывался.
- Загрузка BMP была сломана на системах с big endian.
- Исправлен небольшой сбой курсора и порча палитры если были ошибки при предварительном просмотре файла.
- При попытках загрузки закладок которые больше не существуют, имя файла терялось.
- Если выпадающий список форматов файлов был больше чем доступное пространство на экране это приводило к краху программы.
На официальном сайте можно посмотреть полную историю версий программы. Также можно посмотреть список коммитов с момента релиза v2.4.
Благодаря наличию поддержки встроенному Lua-движку и родному Brush Factory API пользователи могут создавать свои дополнения расширяющие возможности GrafX2 (вики-документация). Вместе с программой поставляется несколько примеров Lua-скриптов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/scripts/samples_2.4/
).
В декабре 2017 года состоялся релиз дополнения «DB’s TOOLBOX v1.4» (скачать ZIP) — это наиболее известный набор из более 200 дополнительных Lua-скриптов для GrafX2 созданный Ричардом Фхагером (Richrd Fhager, aka 'DawnBringer'). Среди этих скриптов есть скрипты для обработки изображений и анимации, инструменты для кистей, инструменты для работы с палитрами (анализаторы и оптимизаторы палитр, 3D-визуализатор палитры и пр.), множество фильтров и эффектов, разные демо-утилиты (например, LandScaper — генератор изометрических тонированных ландшафтов) и т.д.
Для кастомизации интерфейса GrafX2 вместе с программой поставляется несколько графических тем — «скинов» (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/skins/
) . Каждый из этих скинов является файлом PNG (skin_
) который можно использовать в роли шаблона для создания собственной графической темы. Шрифт интерфейса можно изменить независимо от скина — для этого вместе с программой поставляется набор растровых шрифтов для скинов (font_
) которые находятся в папке скинов.
Программа поставляется с набором растровых и TTF-шрифтов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/fonts/
) для добавления текста на рисунки, а также имеет поддержку работы с установленными в системе шрифтами. На сайте OpenGameArt.org пользователь с ником 'usr_share' выложил в свободный доступ несколько наборов растровых шрифтов для GrafX2.
Программа содержит обширную встроенную справку и описание комбинаций клавиш. Официальное текстовое руководство доступно на официальном сайте программы. Между тем есть множество неофициальных руководств и уроков (текстовых и обучающих видео) по использованию GrafX2, в том числе и на сайте YouTube есть обзор предыдущей версии программы и отличная серия видеоуроков посвящённая использованию GrafX2.
>>> Официальный сайт (редирект на http://grafx2.chez.com)
>>> Репозиторий исходного кода (на сайте GitLab)
>>> Бинарные пакеты (на оф.сайте)
>>> Статус пакета в репозиториях дистрибутивов (на сайте Repology)
>>> #PixelArt — всё о пиксельной графике под Unix-like OS (топик на ЛОРе)
>>> Подробности