Графомания

bloggers-dillemaПрежде чем говорить о какой-либо «мании» следует избавиться от «фобии». Если на свете существует медицинское определение какой-либо страсти, как психического состояния, то нужно понимать, что ряд людей ощущают к этому собственные страхи, что тоже вполне себе диагноз, хотя довольно часто эти люди находятся в рамках своей, пусть и не совпадающей по теме разговора «мании». Для какого-то «кружка вязания крючком» будет звучать негативно существование аналогичной группы людей занимающейся «самиздатом». Нет никакой особой разницы в том, что человеку нравятся «две лицевые и одна изнаночная петля», вместо всяких «фанфиков».

В любом случае, чтобы серьезно говорить о «мании» необходимо иметь смелость, не отрицать наличие позитивных последствий и причин, даже мелких, которые их породили. Категоричность суждений еще больший враг, чем страх видеть.

Точка в начале: честно говоря, не буду отрицать, что как автор этой и других статей — являюсь истинным графоманом, пусть с опытом, это ничего не меняет. Личное осознание — важный элемент контроля качества.

Графомания, рифмоплетство, бумагомарание, строчкогонство, версификаторство и прочее — относятся к определенным негативным «штампам», как к символу низкого качества произведений, так и одержимости создавать их без опыта и четкой самооценки. Обычно пишущим новичкам изначально не хватает навыков, знаний, контроля работы, подготовки материала и терпения для ремесла, пусть и творческого, даже духовного, но внутренней потребности «сесть и написать с первой попытки».

Штамп подразумевает страх человека быть причисленным к той же категории «графоманов», особенно среди профессионалов, где качество произведений также не поддается четкой математической оценке качества, так как искусство не спорт и по очкам судить о победе невозможно. Аналогично можно сказать о группе людей, которые не только негативно относятся к тому или иному проявлению творчества, они могут быть вполне воинственными, а не только категоричными, как бы осуществляющими функции цензоров. По сути, они являются сторонниками одного вида искусства и противниками другого, где еще не понятно, что лучше и для кого. Это просто группа единомышленников с четко выраженной позицией, не обязательно правильной, довольно часто идеологической и коммерческой.

С научной точки зрения, но упрощенно, вне определения психического состояния человека, «графомания» — это термин, применяемый в литературе, определение того, что автор произведения пренебрегает общепринятыми в литературе эстетическими критериями. Также термин относится к высокопродуктивным авторам низкопробной или точнее — однотипной литературы.

С медицинской точки зрения, «графомания» — это патологическое и даже бесконтрольное стремление к сочинительству, больше похожее на умопомешательство, маниакальную зависимость постоянно что-то сочинять и даже претендовать на публичную известность. С этой точки зрения, постоянное увлечение писать на стенах, царапать на лавках, в какой-то мере аналогичное отхождение от нормы.

С общественной точки зрения термин размыт в определениях. В общей массе люди оценивают «графоманов» — как людей, изначально пишущих плохо, галиматью. И читателей больше всего раздражает количество подобных произведений, к чему автоматически относятся и популярные авторы, издающие более одной-двух новых книг в год.

Психологически, все варианты можно объединить в одно определение — это стремление человека реализовать свои внутренние потребности во славе, деньгах и прочем, через желание что-либо создавать как законченное произведение любого размера и формы, чтобы через результат появились признание, одобрение и любая другая стимулирующая оценка.

Абсолютно естественно, когда человек ждет признания через единственное произведение и оценка влияет на желание творить дальше. Так поступает большинство людей даже без склонности к мании что-то постоянно писать. Это система проб и ошибок, когда каждое действие в сумме ведет человека к какой-то будущей цели, формируется профильный профессионал через разносторонние интересы. Личность на собственном опыте определяет наклонности и место в обществе. Не получилось писать, попробует играть на гитаре, строгать ножичком и так далее.

Вряд ли стоит копаться среди психически больных людей, с медицинской точки зрения, чтобы определить причины «графоманства» среди здоровых людей.

Буквально 30 и более лет назад люди стремились заниматься каким-либо видом искусства. Бренчали на гитарах, сочиняли песни, стихи и конечно, писали рассказы и книги. Это стремление выражалось не только в желании самореализоваться, но и самоутвердиться. Развлечений было не так много, и стремление к творчеству было естественным желанием, чем-то себя занять в свободное время. Телевизор был не в каждой семье и по историческим меркам появился не так давно, в отличие от радио и музыки, даже услышанной у соседей. Коммуналки были первой сценической площадкой для проявления талантов. Пели в подъездах. Читали стихи на лавочках, без них не влюблялись! Дети обожали «страшные» и «смешные» истории в летних лагерях отдыха, придумывали сами и пересказывали чужие по памяти.

Казалось бы, что с развитием нашего общества, его благосостояния, увеличилось количество возможностей для самореализации. В таких условиях «графоманство» должно исчезнуть или перестать быть массовым явлением, тем более что писательство, как профессиональный вид деятельности, остался в прошлом веке. На дворе «эпоха деградирования печатного слова» и длина этого пути пока неизвестна.

Тем не менее, штамп «графомания» живет до сих пор и есть причины для развития тренда в еще больших количествах, при том, что современная литература не дает эстетически сильных образцов для подражания. Люди все равно хотят себя каким-то образом реализовать доступными средствами.

Развитие новых, доступных средств распространения информации подстегивает интерес не только читать на электронных носителях, но и распространять свои произведения в Интернет. Теперь это гораздо проще, чем достучаться до издательства. Здесь нет цензуры в явной форме, эстетических фильтров и прочего. Автор произведения может найти сразу огромную аудиторию, если понимает, где именно находится большое количество потенциальных читателей самиздата. Бесплатная форма распространения лишь увеличивает интерес к постоянному перебору новых произведений среди читателей.

Не стоит забывать, что «графомания» это еще и бизнес — подписки, реклама, увеличение траффика интернет-порталов, вплоть до социальных сетей. В такой системе не так важно, сколько произведений и сообщений прочитано, интерес происходит через количество привлеченных читателей, которые являются потребителями всего остального, что приносит доход. И чем больше пишущих, тем больше становится читателей и наоборот. Увеличивается взаимодействие. «Графомания» вполне жизнеспособна внутри кратких произведений. Не влияет на количество пишущих и читающих даже ограничение в 140 знаков, применяемое в Twitter. Кого-то читать интересно, а других нет, но они забрасывают ленту сообщений множеством примитивных «произведений». Сложно сказать, кого читают больше, того, кто хорошо и складно придумывает краткие истории, или тех, кто двух слов связать не может, но обладает незаурядными способностями провоцировать воображение общества.

Существуют ли талантливые графоманы? Существует ли удача? В основе успеха всегда заложена высокая рекламная оценка качества произведения, но для нашего общества сложнее всего дается востребованность творчества. Довольно часто пасуют перед потенциальным успехом даже откровенно талантливые люди, независимо от того, публикуют их или нет. Форма продвижения талантов не развита, сложно утверждать, что не существует. Никто не знает, как раскручивать эстетически и профессионально выверенные произведения, графоманы относительно легко занимают неосвоенное пространство.

Коммерческое издательство имеет собственный нюх на то, что можно продать. Они также следуют тенденциям. Сам собой напрашивается вывод, что издательства являются частью развития и даже популяризации «графомании». В современное определение необходимо включить и их деятельность. Они нащупывают потребительский интерес, что будет коммерчески интересно читателю, создают писателей популярных серий и такие авторы имеют собственные рыночные ниши. Массовая литература в большинстве случаев и есть графоманство, она сознательно упрощает эстетическую ценность произведений, чтобы достучаться до потребителей — активно используется сленг, мат, перечисление свойств алкоголя, наркотиков и прочее. Такая литература не поддерживает нравственный критерий цивилизованного общества, а следует его потребительским желаниям. Рыночная экономика зависит от существования глуповатых и наивных потребителей, они выращиваются планомерно с самого рождения.

Есть еще один интересный вопрос для осмысления — является ли «графомания» частью или путем развития литературного искусства? Категоричность суждений в обществе отвечает на этот вопрос однозначно, что графомания и искусство это какие-то параллельные ветки, которые никогда не пересекаются. Но если, есть определение «графомании» в виде низкой оценки, а искусство литературы находится на более высоком уровне и на практике отличается от «графомании», то напрашивается вывод, что качество литературы — это туннельное определение, запертое в едином пространстве через единую функцию «чтение». Раз люди читают, то они пытаются оценивать написанное автором. И тут напрашивается еще один дополнительный вывод, что уровень литературы во многом зависит от читателя, а писатель, который удовлетворит низменные потребности всегда найдется. Происходит логическое зацикливание на издательства и их публикации, как понятие коммерческого успеха.

Пожалуй, стоит еще раз уточнить, что «графоманство» — это литература изначально низкого качества, поэтому главная оценка в том, что автор не угождает читателю, как потребителю, а по-другому создавать произведения попросту не умеет.

При наличии в обществе свободы выбора, понятия довольно растяжимого, искусство как бы умышленно дает более широкий диапазон для творчества, чтобы потом отсеять всё наносное и кому-то ненужное, может даже не современное. «Естественному отбору» подвергаются не только графоманские произведения, но и литература, которую часто называют «классической», то есть демонстрирующей эстетический образец. Неизменно только одно, что плохие произведения и их авторы интересны в короткий промежуток времени. Многое из современной литературы, написанной за последние 20 лет (обычно в пресс-релизах используют устойчивое выражение — «пользуется неизменным интересом у читателей») на самом деле довольно быстро окажутся невостребованными. Достаточно представить в собственной голове имя любого «плохого автора», как тут же появится ответ о его дальнейших перспективах.

Можно упомянуть об одном психологическом моменте «потребности что-то писать». Когда люди общаются в социальных сетях, они в меньшей степени обмениваются информацией. Основной задачей становится общение, а еще точнее — возможность выговориться. Для этого нужно что-то писать или сочинять, проявлять какие-то таланты. Они как бы рассказывают свои чаяния психиатру. С одной стороны, «общение» дает положительный эффект, кто еще будет так хорошо пропускать мимо ушей, как не кнопка «Like»? С другой, читатели сообщений не врачи и могут оказывать негативное влияние… признавая элементарные навыки хорошего рассказчика как чистую «графоманию» и наоборот, восторгаться плохо написанным «произведением».

Поэты в социальных сетях довольно быстро сталкиваются с тем, что после первого стихотворения их уже не читают и активно покидают список друзей или отменяют подписки. Пропускают все написанное после четвертой строки, или «лайкают» без всякого повода, не читая. «Одобрение» подстегивает «графоманию», лишь бы кого-то «задело». Чем ярче глупость — тем больше кому-то понравится. Готовых тем для графоманства в сети предостаточно — от котят до политики.

Похожие публикации:

  • Эволюция ридера
  • Система сбыта спичек
  • Обзор Kindle Voyage: в ожидании комфорта
  • Kindle Unleashed
  • Репутация

©  ebook