Обзор российского рынка GPS-навигации

Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала основные результаты исследования рынка навигационных устройств за 2009 год.

По итогам года в России общий объем продаж устройств, обеспечивающих навигационные функции (включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные приемниками GPS) составил 1,168 млн шт. При этом объем продаж PND-устройств составил 437 тыс. шт. (37,41%), GPS-оборудованных WID (смартфоны, коммуникаторы, КПК, интернет-планшеты) - 707 тыс. шт. (60,55%), на долю GPS-устройств других типов пришлось 24 тыс. шт. (2,04%).

"Рынок GPS-устройств в 2009 году в целом не создал сюрпризов. Некоторое оздоровление рыночной обстановки и высокие темпы роста сектора автонавигации (PND) обеспечили ему сохранение показателей практически на уровне 2008 года, - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу группы SmartMarketing. - В то же время непростая экономическая ситуация и высокая динамика развития технологических решений привели к тому, что расстановка сил в этом секторе существенно изменилась".

В представлении SmartMarketing рынок GPS-навигации делится на три основных сектора: автомобильные навигаторы (PND), традиционные GPS-устройства и GPS-оборудованные устройства WID. В абсолютном выражении при сравнении с итогами 2008 года рынок показал незначительное падение, объемы продаж 2009 года составили 91% от продаж 2008 года (1,168 млн шт. и 1,289 млн шт.соответственно). При этом в первом полугодии ощутимо пострадал сегмент GPS-WID, тогда как сектор PND-навигации сохранял позитивный, хотя и относительно слабо выраженный тренд: 33,0% в первом квартале 2009 года, 35,6% - во втором, 37,1% - в третьем, 38,9% в четвертом квартале 2009 года. Данная тенденция, по мнению SmartMarketing, обуславливается общей ситуацией на рынке, когда на фоне снижения общей динамики рынка WID, сегмент PND сохраняет достаточно высокие (с учетом общего падения рыночной активности) темпы, свойственные относительно молодым, развивающимся рынкам, благодаря чему и демонстрирует позитивную динамику.

По итогам 2009 года в пятерку лидеров по занимаемой доле рынка навигации WID и PND в целом вошли компании HTC (16,0%), Apple (15,7%), Explay (10,6%), Garmin (8,6%) и Samsung (7,6%). Также заметную долю рынка заняли компании Nokia (7%), GIGABYTE (3,8%), Rover Computers (3,7%), Mio (3,1%) и Shturmann (2,6%).

Как отмечают аналитики SmartMarketing, на рыночную конъюнктуру повлиял ряд технологических особенностей. В течение 2009 года заметно изменилась функциональность среднестатистического навигатора. Например, к концу 2009 года даже в бюджетных нишах появились высокофункциональные модели, а продукты, которые в 2008 году относились к топ-классу, уже к середине 2009 года оказались спозиционированы в лучшем случае как PND среднего уровня. Данная тенденция сказалась на снижении конкурентной мощности некоторых, ранее лидировавших, брендов.

Группа SmartMarketing прогнозирует сохранение сравнительно позитивных трендов в целом при значимом усилении конкурентной ситуации. При этом в отличие от почти чисто ценовой конкуренции, свойственной рынку навигации в 2009 году, в 2010 году большее значение будут иметь иные факторы, главным образом, усиление активности при работе с партнерскими сетями. Также аналитики прогнозируют интенсификацию маркетингового продвижения, направленного на сегмент конечных пользователей.

©  @Astera