Готовь батарею летом: как быть, чтобы автоаккумулятор не подвёл зимой
В современном автомобиле очень много потребителей энергии, поскольку буквально всё в машинах электрифицировано, а это значит, что аккумулятору требуется не просто запустить двигатель, но и обеспечить питание многочисленной электроники. Особенно остро проблемы с аккумулятором проявляют себя при минусовой температуре, но и в тёплое время года батарея работает далеко не в идеальных условиях.
Важно понимать, что даже новый аккумулятор через 5 лет (в каких-то случаях раньше, в каких-то случаях — немногим позже) уже лучше заменить, чтобы быть уверенным в его бесперебойной работе. И особенно важно следить за состоянием батареи, даже когда речь идёт о необслуживаемых аккумуляторах, поскольку те моменты, которые не стоит игнорировать, актуальны даже для самых современных батарей. В частности, эксперты Bosch советуют следить за чистотой аккумулятора — убирать грязь с корпуса батареи и очищать клеммы от окислов, регулярно проверять надёжность крепления аккумулятора и клемм, а также не лениться время от времени заглядывать под капот, чтобы хотя бы визуально оценивать состояние батареи и целостность её корпуса.
Не рекомендуется допускать полной разрядки аккумулятора (например, если вы забыли выключить фары и оставили машину с включённой светотехникой после поездки), а также стоит позаботиться о периодической подзарядке батареи. Последнее особенно актуально для тех, кто либо долго вовсе не ездил на машине, либо ездит мало или на короткие расстояния, которые не позволяют генератору как следуют зарядить батарею.
Если ваш график разъездов подразумевает лишь периодические выезды, раз в месяц снимайте и заряжайте аккумулятор. То же самое справедливо для ситуации, когда автомобиль долго стоял без движения. Заряжать аккумулятор лучше на СТО под контролем специалистов и с помощью специальных зарядных устройств. Для уверенного пуска двигателя стоит отключать всё дополнительное оборудование вроде климатической системы, мультимедиа, обогревов и т. п.
Но и частые длительные поездки не лучшим образом сказываются на состоянии батареи, которая в таких условиях может перезаряжаться. Чтобы не допускать перезаряда аккумулятора, стоит использовать как можно больше потребителей электричества — кондиционер, мультимедиа, заряд гаджетов и т. п.
Регулярно контролируйте параметры батареи — следите за напряжением, уровнем заряда и пусковой мощностью аккумулятора. Как отмечают в Bosch, рабочее напряжение в аккумуляторе составляет 13,8−14,5 В, а полностью заряженная батарея, отключенная от нагрузок, в исправном состоянии должна выдавать не менее 12,6−12,7 В. Отслеживать эти значения поможет бортовое оборудование автомобиля или даже автомобильная сигнализация или приложение для смартфона — некоторые современные устройства, если они установлены на машину, позволяют контролировать подобные параметры.
Лето, особенно такое аномально жаркое, которое наблюдается в 2020 году в ряде российских регионов, губительно для аккумулятора. В жару подкапотное пространство, и без того горячее от работающего двигателя, раскаляется ещё больше. Высокая температура ускоряет электрохимические реакции внутри аккумулятора, следовательно, и разряд батареи. В электролите активно испаряется вода, что приводит к необратимой сульфатация электродов и пластин АКБ, которые покрываются диэлектрическим кристаллическим налётом, сокращающим срок службы батареи — в необслуживаемом аккумуляторе долить электролит невозможно, так что может понадобиться замена батареи.
Ну, а о том, как выбрать аккумулятор для автомобиля, советы «Популярная механика» уже давала ранее. Впрочем, не торопитесь менять батарею — возможно, приведённые выше советы помогут продлить жизнь имеющегося аккумулятора и отложат момент покупки нового. Хотя замена батареи — это процесс неизбежный, если вы намерены и дальше пользоваться своим автомобилем.