Госдума обязала онлайн-агрегаторы отвечать за информацию о товарах и услугах партнёров

cover.jpg

Покупатели смогут потребовать вернуть деньги, если данные окажутся недостоверными.

Госдума 19 июля единогласно приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, устанавливающий ответственность интернет-агрегаторов товаров и услуг перед потребителями. Трансляция заседания велась на сайте Думы.

Законопроект, разработанный Роспотребнадзором, вводит понятие «владелец агрегатора информации о товарах и услугах» и устанавливает его ответственность за недостоверную информацию о товаре или продавце.

В первом чтении законопроект был принят ещё летом 2017 года и с тех пор дорабатывался. Поправки в закон «О защите прав потребителей» прошли второе чтение 17 июля 2018 года. Если документ подпишет президент России, он вступит в силу с 1 января 2019 года.

Кто считается товарным агрегатором

Владельцем агрегатора законопроект называет компанию или индивидуального предпринимателя, которым принадлежит специальное программное обеспечение или сайты, на которых потребитель одновременно может:

  • Ознакомиться с предложениями продавца.
  • Купить товар или услугу.
  • Внести предоплату, переведя деньги владельцу агрегатора.

Чтобы определить, относятся ли конкретные интернет-магазины, туристические сервисы для покупки авиабилетов или бронирования отелей к агрегаторам, нужно проверить, отвечают ли они всем трём критериям. Например, сайт AliExpress попадает под эти критерии, а «Яндекс.Маркет» нет, говорит юрист коммерческой практики Bryan Cave Leighton Paisner Галина Авдеева. В AliExpress отказались от комментариев.

Сейчас на «Яндекс.Маркете» нельзя оформить покупку, поэтому на него не распространяются требования законопроекта, уточнил его представитель. Сервис закрыл такую возможность в конце мая 2018 года. Но под новое регулирование попадает маркетплейс «Беру», который «Яндекс.Маркет» развивает вместе со «Сбербанком».

Что могут покупатели и агрегаторы

Агрегаторы должны предоставлять потребителям полную и достоверную информацию о себе, товарах и услугах, их продавцах, исполнителях или производителях, в том числе название компании, адрес, режим работы и государственный регистрационный номер записи о создании юрлица или ИП (ОГРН). Эта информация может быть опубликована на сайте агрегатора или странице конкретного товара.

Если агрегатор предоставил неполную или недостоверную информацию, он обязан возместить покупателю убытки, полученные из-за этого. Агрегатор должен вернуть полученную предоплату в течение десяти календарных дней после обращения покупателя с требованием компенсации, но только при условии что:

  • Оплаченный товар или услуга не предоставлены в установленный срок.
  • Покупатель отправил продавцу уведомление об отказе от покупки, так как продавец не смог передать товар в установленный срок.

Агрегатор может не возвращать деньги, если он получил от продавца подтверждение, что покупатель получил товар. При этом агрегатор должен отправить потребителю копию этого подтверждения. Если покупатель не согласен с отказом вернуть деньги, он может обратиться в суд.

Законопроект дополнительно закрепляет обязанность продавцов передавать агрегатору достоверную информацию о себе, а также сообщать о любых изменениях в этих данных в течение одного рабочего дня. Если агрегатор опубликовал полученную от агрегатора информацию в неизменном виде, то он освобождается от ответственности.

В целом, законопроект направлен на обеспечение интересов потребителей, резюмирует Авдеева из BCLP. Сейчас, по её словам, при получении товара, не соответствующего описанию на сайте агрегатора, непонятно, к кому предъявлять претензии.

Одновременно Авдеева не исключает вероятности потребительского экстремизма, когда недовольный покупатель предъявляет претензии одновременно и к агрегатору, и к продавцу.

В таких ситуациях будет применимо правило о невозможности двойного возмещения убытков. Снижению этого риска также будут способствовать чёткие правила коммуникации между агрегатором и продавцами, своевременное информирование о полученной претензии и координирование действий.

Галина Авдеева
юрист Bryan Cave Leighton Paisner

Из-за чрезмерного регулирования российским агрегаторам будет сложно конкурировать с иностранными проектами, говорит представитель «Яндекс.Маркета». По его словам, на иностранные платформы требования законопроекта не распространяются.

Кроме того, агрегаторы в интернете ставятся в неравное положение по сравнению с посредниками, которые оказывают аналогичные услуги в офлайне.

По нашему мнению, законопроект об ответственности товарных агрегаторов должен быть сбалансирован с точки зрения соблюдения прав и законных интересов всех игроков.

пресс-служба «Яндекс.Маркета»

В объединённой группе «М.Видео-Эльдорадо» считают, что законопроект учитывает интересы как клиентов, так и продавцов. По словам представителя компании, её агрегатор Goods с момента запуска ориентирован на предоставление прозрачной и полноценной информации о товаре и продавце, утверждает представитель компании.

Введение понятие «агрегатор» делает рынок электронной коммерции более прозрачным и понятным для потребителей, клиенты могут чувствовать себя более защищенными

пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо»

#новость #ритейл

©  vc.ru