Google идет на рекордные штрафы в России и в мире
Привет.
Нападки на IT-корпорации стали привычной частью сегодняшней повестки, причем это происходит во всех странах мира. Например, во Франции антимонопольное ведомство наложило на Google штраф в 500 млн евро. Причиной стала история, которая началась в 2020 году, когда издатели обратились в антимонопольное ведомство с претензией, что Google паразитирует на контенте, создаваемом ими, и не платит за это ни копейки. Громкие обвинения сыпались как из рога изобилия, в чем-то издатели перегибали палку, но суть оставалась верной — издания и авторы не получали ровным счетом ничего за свой труд, в то время как Google выстроила вокруг этого контента эффективную рекламную модель. В конечном итоге регулятор предложил сторонам сесть за стол переговоров и договориться. Издатели должны были сформулировать свои пожелания к авторским отчислениям и соблюдению авторских прав, в Google — подписать соглашения и обозначить механизм платежей. С осени 2020 года представители Google затягивали поиск компромисса, отказывались считать прессой ряд изданий, материалы которых все же использовали в своих продуктах.
Регулятор несколько раз пытался сдвинуть переговоры с мертвой точки, но каждый раз в Google находили причины, чтобы ничего не делать. Этакая итальянская забастовка, никаких отказов, но максимальное затягивание процесса. К июлю 2021 года у французских чиновников закончилось терпение, они от попыток убедить Google в чем-то перешли к штрафам. Рекордный размер штрафа в 500 млн евро, это не полная сумма выплат, которые должна отдать американская корпорация. Дополнительным условием выступает необходимость в двухмесячный срок договориться с правообладателями, а стимулом для этого — штраф в 900 тысяч евро, который выписывается ежедневно до достижения этих договоренностей. Можно смело предположить, что за пару месяцев набежит еще чуть более 50 млн евро.
История архетипична для нашего времени, так как различного рода претензии к Google и другим компаниям высказываются по всему земному шару. Например, только в России число дел против Google исчисляется десятками, и они зачастую похожи на ситуацию, случившуюся во Франции. Причем схожесть эта двусторонняя, и не заметить параллели сложно. С одной стороны находятся Google и юристы компании, которые стараются максимально затянуть процесс, не отвечая по существу, то есть играют в итальянскую забастовку. С другой стороны — государство или частные лица, коммерческие компании, которые пытаются найти справедливость в местных судах.
В России Google начала оплачивать штрафы, что были наложены чиновниками, например, Роскомнадзор применил ч.2.1 ст. 13.40 КоАП РФ («Неисполнение обязанностей оператором поисковой системы») и выписал несколько штрафов. Речь идет о том, что в поиске от Google содержатся ссылки на сайты из запрещенного реестра. Правонарушение влечет штраф от 1.5 до 5 млн рублей. С 2018 по 2020 год на Google было составлено четыре протокола, но можно считать это своего рода предупреждением, государство не пыталось сильно давить на компанию. Любопытно, что за это время общая сумма штрафов, которые Google оплатила, составила 5.7 млн рублей.
В конце июня относительно Google был составлен еще один протокол, за отказ хранить персональные данные российских граждан внутри страны, размер штрафа — до 6 млн рублей (это нарушение части 8 статьи 13.11 КоАП). В Google сообщение Роскомнадзора комментировать отказались, впрочем, как и все предыдущие ситуации компания оставила без каких-либо комментариев.
Прецедентом может стать другое дело, которое крайне невыгодно для Google. Обычно американские корпорации игнорируют местное законодательство, считают, что, работая с пользователями, могут полагаться на ими же составленные пользовательские соглашения и апеллировать к праву других стран. То есть фактически игнорировать местные законы и не принимать их во внимание.
В июле 2020 года Google заблокировала YouTube-канал «Царьград», никакие причины для этого приведены не были. Позднее представители компании заявили, что Константин Малофеев, владеющий каналом, находится в санкционных списках Европы и США, поэтому такая блокировка и произошла. Но есть ощущение, что этот повод придумали на ровном месте, так как невозможно серьезно считать, что санкции в Google стали соблюдать через шесть лет после их фактического введения!
Константин Малофеев обратился в российский суд, в качестве ответчиков выступали три компании — ООО «Гугл» (представительство в России), Google LLC (американский офис компании), Google Ireland Limited (держатель лицензий на YouTube). Юристы подготовили против Google целый ряд доводов, каждый из которых сыграл свою роль и был признан судом:
- Исполнение иностранных санкций нарушает публичный порядок России и не может быть признано законным;
- Канал «Царьград» не приносил Константину Малофееву доход, который он мог извлекать из этой площадки, скорее YouTube получал аудиторию за счет контента, который там размещался. Поэтому санкции в данном случае никак не были нарушены, даже если считать, что они должны соблюдаться на территории России;
- Были нарушены собственные правила YouTube относительно порядка расторжения договора.
Юристы Google затягивали рассмотрение дела, что в итоге вылилось в решение суда, которое прогремело как гром среди ясного неба. Суд постановил, что Google обязана восстановить доступ к каналу «Царьград», при неисполнении этого решения с Google будет взыскиваться судебная неустойка, она прогрессивная. Так, в первую неделю корпорация будет ежедневно платить 100 тысяч рублей, во вторую — 200 тысяч рублей, в третью — 400 тысяч рублей. Если в Google не будут выполнять решение суда чуть больше полугода, то размер штрафа превысит 90 триллионов рублей! Это стоимость всей компании на американской бирже. Звучит смехотворно, но факт заключается в том, что проигранный суд ставит Google в сложнейшую ситуацию, когда компании нужно каким-то образом решить этот вопрос и заодно объяснить, на основании чего был заблокирован канал.
В Google обратились в суд с просьбой отложить рассмотрение апелляции, так как за это время корпорация планирует найти компромисс с «Царьградом». Рассмотрение апелляции перенесено на 16 августа, что позволит решить этот вопрос. Хотя возможно, что это банальное затягивание процесса, которое так любят юристы Google. Факт заключается в том, что, несмотря на то, что в России право не является прецедентным, в отличие от Америки, выигранное «Царьградом» дело откроет дорогу для сотен подобных разбирательств. И схема возможного наказания будет сходной — прогрессивный штраф, который выписывается ежедневно. Это очень действенное средство, которое может заставить Google или любую иную компанию искать диалог с пострадавшей стороной.
В апреле 2021 года ФАС России начала расследование относительно Google и YouTube, так как в антимонопольном ведомстве посчитали, что YouTube доминирует на рынке видеосервисов. В частности, одним из примеров выступает блокировка канала чеченского футбольного клуба «Ахмат», который был закрыт без указания каких-то причин. И примеров такого рода можно перечислить десятки, каждый из них формирует историю, схожую с «Царьградом», и последствия будут примерно такими же.
В одном из интервью Юлия Соловьева, глава представительства Google в России, ответила на возможность блокировки YouTube в нашей стране: «Если нас хотят закрыть, то нас, наверное, закроют. Если нас пока не закрыли, значит, наверное, нас не хотят закрыть». Думаю, что в этой фразе содержится ответ, который лежит на поверхности, никто не хочет закрывать Google или любую иную компанию. Задача государства — заставить эти компании соблюдать российские законы, а заодно соблюдать права российских граждан на территории России, а не прикрываться пользовательскими соглашениями. Насколько это получится сделать? Думаю, с легкостью, так как бизнес всегда понимает язык денег, и мы видим, насколько быстро начали шевелиться юристы Google и пытаться избежать штрафов. Им не позавидуешь, так как они в буквальном смысле попали между молотом и наковальней. Американские политики считают IT-корпорации продолжением американского права на любой территории, то есть по умолчанию думают, что в той же России никакие российские законы в отношении Google, Facebook, Microsoft действовать не должны. Но это утопия, и сегодня во всем мире начинается противодействие этому подходу, который не устраивает никого. Более того, штрафы, накладываемые на компании, а тут Google не одинока, быстро и эффективно будут менять эту практику.
Есть ли минусы в таком подходе? Они, без всяких сомнений, присутствуют, так как для Google и других компаний стоимость ведения бизнеса изменится, им нужно будет содержать больший штат юристов, платить миллионные штрафы, и это деньги, которые будут закладываться в стоимость продуктов. Хочу подчеркнуть, что это не только ситуация Google, она касается практически всех американских корпораций. Мы просто рассмотрели в этой связи Google, а на самом деле все намного шире. И мне кажется, что соответствие законам каждой страны, где работает та или иная компания, это правильно и нормально. Серая зона, которая существует в социальных сетях, начинает вычищаться на уровне законов и регулирования со стороны государств. И это можно только приветствовать, так как теперь при блокировке вашего аккаунта вы можете смело обращаться в суд для выяснения причин, а не писать письма на деревню дедушке в Ирландию.