Google — монополия. Вредит ли это вам, как пользователям?

В последнее время стало очень много новостей о судебных разбирательствах в отношении Google из-за монопольного захвата компанией той или иной отрасли. Сначала власти обвинили её в навязывании производителям Android-смартфонов своих сервисов и оштрафовали на 5 миллиардов долларов, потом потребовали предлагать пользователям из Европы альтернативные поисковики, а теперь хотят и вовсе заставить её продать Chrome другой компании. А есть ли в этом реальная польза для нас, как для пользователей?

Google - монополия

Плохо ли то, что Google — монополия?

Сначала моя позиция по этим вопросам была вполне однозначной и состояла в том, что власти просто с жиру бесятся, вынуждая Google совершать ненужные телодвижения для того, чтобы помешать своим продуктам развиваться. Ведь как это выглядит со стороны? Получается, что поисковый гигант виноват в том, что он добился успеха, а потому он должен в ущерб себе сделать так, чтобы успеха добились те, у кого это не получилось. Ну бред же. Однако теперь у меня появился повод посмотреть на эту проблему с несколько иного ракурса и задуматься, а так ли всё однозначно?

Как выглядел Google раньше

Вы помните, каким был поисковик Google 10–15 лет назад? Даже если вам больше 30 лет, скорее всего, нет. Не такие уж важные это воспоминания, чтобы хранить их столько лет. А, между тем, с момента своего появления Google Search изменился очень сильно. Да, он стал умнее, эффективнее и удобнее. Но речь не об этом, речь идёт о релевантности поисковой выдачи.

Несмотря на то что Google обладает обширнейшей базой данных и имеет все возможности выдавать релевантные результаты по любым запросам, иногда этого не происходит. Просто в самом верху, где обычно размещаются ссылки с самыми точными ответами на заданные поисковику вопросы, Google впихивает рекламу. Да, это плата за бесплатность и удобство её собственного поисковика, но по некоторым запросам рекламы оказывается так много, что от её количества начинаешь сходить с ума.

В России с этим дела обстоят ещё более или менее неплохо, а вот в США — кромешный ужас. Сравните, сколько было рекламы в Google в 2000, 2013 и 2020 годах:

Реклама в Google

Красным обведён первый релевантный результат в выдаче после всех рекламных вставок

В 2020 году по запросу t-shirts (футболки) пользователю нужно пролистать 6 строк рекламы, прежде чем он увидит результат, который может интересовать именно его, а не Google, которой нужно продать то, что ей предлагают рекламодатели.

Реклама

В разные годы Google по-разному обозначала рекламу

Очень любопытно, как Google помечает рекламу. Если раньше пометка была явной, то со временем явственность становилась всё меньше и меньше, пока не скатилась до малюсенького слова Ad.

Как Google мешает сайтам

Но это ещё не всё. AndroidInsider.ru, как и, наверное, любой сайт, заинтересован в росте аудитории. Поэтому мы вынуждены выполнять многие требования Google для того, чтобы он не пессимизировал нас в поисковой выдаче. Иногда эти требования выглядят как откровенная цензура.

Цензура

Google цензурирует AndroidInsider.ru

Время от времени мы публикуем новости и авторские статьи о конфликте США и Huawei. Читателям об этом рассказывать не принято, но, если позиция автора кажется Google критической по отношению к ней самой или к США, нам прилетает требование с изменением контента, который помечается как dangerous or derogatory (опасный ли оскорбительный).

Само собой, чтобы цензура не была такой явной, Google не указывает, что именно нужно исправить. Поэтому, чтобы остаться в топе поисковой выдачи, мы идём на такие уступки, хотя AndroidInsider.ru — это полностью автономный ресурс, принадлежащий одному единственному владельцу — медиаменеджеру Михаилу Королёву, который владеет ещё такими сайтами, как AppleInsider.ru, Hi-News.ru и 2Bitcoins.ru.

Думаю, вы понимаете, чем плоха такая цензура для вас, как для читателей. Вы просто лишаетесь возможности читать мнение наших авторов в том виде, в котором оно было сформировано в их мозгах. Тут возникает дилемма: отредактировать статью и остаться в поисковой выдаче, чтобы вещать на более широкую аудиторию, или послать Google куда подальше и оставить статью в исходном виде, чтобы удовлетворить собственные принципы, но сократить аудиторию.

Я не говорю о том, что методы, которые используют власти, — адекватны. Мне по-прежнему дико видеть, как Google вынуждают рекламировать конкурирующие поисковики и браузеры, подают в суд за то, что она владеет Chrome самолично, а не продаёт его другой компании, а также штрафуют за предустановку на Android своих собственных сервисов. Но, кажется, сейчас это единственный способ добиться появления на рынке хоть какой-то конкуренции, потому что в её отсутствие в трубу полетят не только интересы бизнеса, но и рядовых пользователей.

©  Androidinsider.ru