Гонки на "Фордах" со свиньями и ещё немного сумасшедших состязаний
Впрочем, не совсем автомобильных и даже не всегда гонок в традиционном значении этого слова. Просто соревнования на скорость — это универсальная группа дисциплин. Гоняться можно абсолютно на чем угодно — исключений нет (по крайней мере, нашего воображения не хватает на то, чтобы эти исключения придумать). На газонокосилках? Пожалуйста! На одноколесных велосипедах? Не вопрос! А может… на барных стульях? Конечно!
Барные гонки
История не дает точного ответа на вопрос, кому первому пришло в голову установить высокий барный стул на шасси от карта и устроить полноценные гонки на модернизированных таким образом машинах. В 1980-е годы подобные соревнования начали проводиться в США — в разных штатах и городах, на любительском уровне. Сегодня bar stool races проходят повсеместно, существует профессиональная федерация барных гонщиков, а трассы варьируются от классических овалов малой длины до грязевых раллийных спецучастков.
Основное техническое ограничение в этой дисциплине — использование самого настоящего барного стула, никаких стилизаций или адаптаций. Картинговую раму для установки сиденья можно построить самостоятельно, но можно купить готовый кит-комплект — есть несколько фирм, производящих такие вещи в серийном порядке. Средняя рама — например, самая распространенная модель, Transporter калифорнийской компании Mini Choppers Socal — стоит около $400, плюс примерно столько же придется выложить за двигатель. В гонках есть два класса — Lakester с открытыми колесами и Streamliner с закрытыми. Диаметр шин ограничен 25 см, минимальная высота стула-сиденья — 76 см, причем важным правилом является запрет на отрывание ягодиц от сиденья. Настоящий завсегдатай бара вставать не должен!
Удивительно, но на скоростных заездах в Бонневилле есть специальный класс для барных стульев! Действующий на данный момент мировой рекорд скорости составляет 90,018 км/ч; установлен он в 2011 году гонщиком Джоном Ли на электрическом стуле (!) — за год до этого правилами были запрещены стулья, приводящиеся в движение бензиновыми двигателями.
Помимо летних барных гонок, существуют и зимние — в них барные стулья крепятся на раму обычных, лишенных двигателя саней, а заезд происходит с высокой горки. При таких условиях гонки превращаются в нечто вроде дрэг-заезда по прямой линии. Известные зимние заезды происходят в городке Соммерсет (Пенсильвания) под эгидой социального клуба Somerset American Legion Post 181.
Свиньи и «Форды»
Еще более комические соревнования — это гонки Pig«n"Ford, ежегодно проводящиеся в рамках сельскохозяйственной ярмарки в городе Тилламук (штат Орегон). Сама ярмарка проходит с 1891 года, а в 1925-м организаторы придумали необычный формат соревнований, призванный продемонстрировать мастерство фермеров в обращении с животными и автомобилями одновременно. В те годы самым дешевым и распространенным автомобилем была «Жестянка Лиззи», то есть Ford Model T — и традиция сохраняется до сих пор. Заезды проходят на лишенном кузова шасси старых «Фордов». И какие заезды!
Суть Pig«n"Ford достаточно проста. Есть грязевой овал и пять пилотов, стартующих одновременно из первого и единственного ряда. Машина перед стартом не заведена, а пилот стоит рядом с ней. После сигнала нужно побежать к специальному вольеру около стартовой линии и вытащить оттуда… поросенка. С поросенком под мышкой пилоты садятся за руль, заводятся и проходят один круг — по его окончании поросенка нужно сменить. Полная гонка состоит из трех кругов, а стандартная масса поросенка должна составлять 9 кг.
Скорости здесь невысоки: представьте себе, каково это — мчаться по грязевому овалу на открытом Ford T с визжащей свиньей под мышкой. Но зрители это развлечение обожают, да и сами фермеры не прочь повеселиться и раскрыть свои таланты. Автомобили для Pig«n"Ford передаются семьями из поколения в поколение; некоторые «Форды», стартовавшие в первых гонках 1925 года, до сих пор на ходу и принимают участие в соревнованиях! Среди пилотов есть и 16-летние, и даже 80-летние фермеры, многие стартуют в гонке в течение десятилетий. Интересно, что правила вообще никак не регламентируют форму одежды — гонщики не носят шлемов, а бермуды и футболка заменяют им любой высокотехнологичный комбинезон. Впрочем, правила все-таки существуют — в частности, жестко ограничены модификации автомобиля и отличия шасси и двигателя от оригинальной спецификации.
Свинячьи гонки в Тилламуке очень популярны и привлекают на ярмарку множество зрителей. Организаторы называют соревнование чемпионатом мира — и, пожалуй, этот чемпионат не менее зрелищен, чем, например, «Формула-1».
Куда же без хвоста!
Мы неоднократно писали о различных разновидностях дерби на выживание — в частности, о гонках на 8-образных трассах. Но отдельные дисциплины подобных автогонок иногда вгоняют в откровенный ступор. Например, популярной разновидностью гонок на выживание является Trailer Racing, то есть гонки на автомобилях с прицепами-трейлерами. Они проводятся на многих окружных ярмарках и просто на стадионах как обособленные соревнования; хорошо известна, например, гонка в рамках Buchanan County Fair (Айова).
Основная фишка таких гонок — теснота на трассе. Обычно заезды проводятся на сверхкоротких грязевых овалах или на «восьмерках»; машины и прицепы, использующиеся в подобных гонках, должны быть рассчитаны на постоянные контакты и столкновения. Как и в любых дерби, с «болидов» снимаются стеклянные элементы, жестко ограничивается объем и расположение бензобака, внутрь салона вставляется каркас безопасности для защиты пилота. Основное отличие от классического дерби на выживание заключается в том, что сталкиваться с автомобилем соперника категорически запрещено, за это грозит дисквалификация. Врезаться можно только в его трейлер. Если пилот «теряет» прицеп, он должен сойти с дистанции.
Требования к трейлерам значительно жестче, нежели к автомобилям, — ограничены их размеры, масса. Открытый прицеп ни в коем случае не может быть пустым. На нем должна быть, например, лодка. Да хоть гигантская статуя динозавра — неважно. Главное, чтобы создавался необходимый визуальный объем. Традиционно комичными правилами отличается квалификация таких гонок — с поула стартует автомобиль, содержимое прицепа которого признано наиболее интересным на предваряющем гонку «конкурсе красоты».
Скоро в школу
Не менее зрелищны и безумны гонки на… школьных автобусах. В США эти машины — элемент культуры и фольклора. Они вошли в употребление в 1920-х годах — сперва в глубинке, где не было никакого общественного транспорта, а школы располагались на расстояниях до 100 км одна от другой. Детей собирали в одну-две школы с целых округов. Сейчас нужда в школьном автобусе не столь велика (хотя центральная Америка по-прежнему остается не очень плотно населенной относительно побережий территорией), но традиции есть традиции — да и гораздо безопаснее везти детей группой, а не отправлять в школы по отдельности на общественном транспорте.
Безусловно, этот специфический класс не мог остаться без собственных гонок. А размеры и форма автобусов намекали, что эти гонки должны принадлежать к группе дерби — тесная трасса и множество столкновений. Классический школьный автобус обычно имеет капотную компоновку и очень длинный задний свес, что придает определенную специфику управлению. К гонкам обычно допускаются автобусы не менее чем на 54 сидячих места, причем сиденья нельзя демонтировать — они должны оставаться в неприкосновенности. В остальном же правила — как в традиционных дерби, с удалением стекла и пластика, которые могут нанести травму водителю или зрителям при столкновении с заграждением.
Заезды на школьных автобусах обычно проходят в качестве гонок поддержки перед более серьезными соревнованиями, в том числе перед кузовными гонками сток-каров (правда, имеется в виду не NASCAR, а менее престижная серия ARCA Racing). Бывают, помимо дерби, и «чистые» гонки «скулбасов» — на нормальном асфальте, без демонтажа стеклянных элементов и с запретом на целенаправленные тараны. Даже крупные автодромы, вроде Charlotte Motor Speedway, принимают автобусные гонки наравне с временными ярмарочными трассами.
Песчаные дрэгстеры
Дрэг-заезды по песчаной трассе значительно отличаются в плане управления от классических гонок такого типа, проходящих на асфальте. Но в отличие от прочих гонок, описанных в этой статье, заезды песчаных дрэгстеров имеют собственную федерацию (точнее, несколько ассоциаций, контролирующих различные географические области), централизованный чемпионат и сложный регламент. Здесь нельзя купить дешевую развалюху и сходу вписать свое имя в историю. Стоимость песчаных монстров может достигать нескольких десятков тысяч долларов.
От классического дрэгстера песчаный отличается относительно высокой посадкой и мощными зад-ними колесами тракторного типа. Классы сэнд-рейсинга в зависимости от соревнований рознятся, но при этом они схожи с классовым делением обычного дрэг-рейсинга. Самым мощным и здесь является класс Top Fuel — могучие машины мощностью 7000 л.с. и выше, длиной до 7,5 м, с выступающей вперед узкой носовой частью.
Всего насчитывается более десятка различных классов — мы не будем приводить их все. В плане зрелищности песчаный дрэг-рейсинг зрелищнее обычного, хотя скорости здесь меньше. В первую очередь зрелищность обусловлена столпом пыли и земли, поднимающимся вслед за болидом. В общем, гоняться можно абсолютно на чем угодно, практически без всяких ограничений. Предела нет. И самое главное, что все эти гонки придумывают обычные люди. Привлекают к идее своих друзей и знакомых — и за несколько лет из бесшабашного развлечения вырастает отличное техническое шоу. Попробуйте и вы, возможно, у вас получится не хуже!