Годовалые дети умеют сортировать предметы
Чтобы понять, учится ли человек сначала понимать различия объектов или его этому учит существование у предметов отдельных названий, американцы организовали исследование, в котором приняло участие 77 детей в возрасте от 11,5 до 12,5 месяцев. Случайным образом их поделили на три группы и показывали каждому участнику изображение одной из четырёх мягких игрушек. В зависимости от группы, ребёнок слышал либо одно название для всех игрушек по очереди, либо отдельное имя для каждой игрушки, либо один и тот же звук.
Чтобы убедиться, что используемые названия незнакомы младенцам, учёные использовали придуманные слова boff и arg. После этого каждому ребёнку показывали уже известные игрушки в паре с похожими по общим чертам, но всё же отличающимися. Исследователи следили за тем, на какую игрушку смотрит ребёнок: в соответствии с экспериментальной парадигмой привыкания, которую часто используют в исследованиях с маленькими детьми, ребенок должен дольше смотреть на новый, неизвестный ему стимул.
Это будет означать, что он понимает разницу между объектами, которые ему показывают. Учёные предположили, что дети, которым давали одно и то же название для всех предметов (плюс один и тот же звук), не будут смотреть на какое-то животное из двух больше, чем на другое, а те дети, которым давали разные имена — будут. В итоге так оно и получилось, причём будут ли дети дольше смотреть на новую игрушку, зависело от того, как давно они видели старую.
В группе, которой давали разные имена, участники слабо различали самую первую показанную игрушку — в тестах она шла последней. Это объясняется тем, что во всех группах названия самых первых игрушек были по сути одинаковыми: различия или сходства можно было понять только ко второй игрушке. Получается, что категоризация объектов у младенцев происходит при помощи языковых средств, причём для этого достаточно услышать название отдельного объекта один раз. В названных одной категорией объектах они ищут сходства и приравнивают их к похожим.