Главный редактор Breaking Mad о роли агрегаторов в российских СМИ
Кое-что о важности такой ерунды, как агрегаторы.
Утром я достаю из пыли и грязи незаметную невзрачную новость, которой нет ни на одном «приличном» сайте, одеваю её в новый яркий костюмчик-заголовок (не искажая сути), и вот уже вечером она красуется на всех сайтах страны. Даже РИА Новости неожиданно оставляют такой же заголовок, как на моём юмористическом вестнике, где говорится не строго и информационно — «Крокодил попал под бухгалтера», а непозволительно легкомысленно — «Крокодил Федя попал под бухгалтера».
Ай-яй-яй, умирает опостылевшая журналистика, рушатся стандарты. И сколько уже новостей-замухрышек вышли на свет за время существования такой глупости, как один там агрегатор.
Началось все с пронзительной истории про котенка, которая два дня сиротливо висела на Huffington Post, пока я её не перевела и не поставила в соцсети под заголовком «Котенок вылечился благодаря костюму грибочка». Новость набрала сотни репостов, тысячи лайков и на следующий день она была уже везде. Не поставил эту новость только ленивый.
Котёнок в костюме грибочка
«Бомбанула» она во многом благодаря не столько картинке, сколько драматичному заголовку. На только что запустившемся, совсем юном сайте благодаря этой новости за один день побывало 30 тысяч уникальных посетителей.
Новостей про лисят, медвежат и котят полно, но не все они попадают в федеральные издания. Для всех сначала надо найти и разжевать суть. Почему этого не делают мониторщики и новостники? Они, как правило, заняты какой-нибудь бессмысленной ерундой типа ничего не значащих заявлений утомивших всех законодателей, а о настоящей жизни регионов и страны из этих сообщений ничего не узнаешь. Тем более ничего не узнаешь о злоключениях крокодила Феди, и почему в семье красноярских енотов назрел конфликт.
После фееричного бенефиса на Breaking Mad пошла по рукам новость «ВШотландии располневшего ежа заставили делать упражнения». Заголовок — опять же вашей скромной слуги; в оригинале он звучал иначе и мало кого цеплял, висел сиротливо, никто его не читал. Но в новом «костюмчике» всё завертелось и понеслось — кто только из серьезных и уважаемых это не опубликовал. Едва на расследование не сорвались.
Про калейдоскоп депутатов-наркоманов и депутатов, крадущих коньяк, вышел целый спецвыпуск. Опять же, кто бы донес эти драмы из жизни региональных чиновников проще и доступнее?
Ямальский чиновник коммунист-кокаинист принимал гениальные решения, карагандинский депутат на свой юбилей угощал гостей амфетамином — есть и другие истории, о которых «приличные» государственные СМИ брезгливо умалчивают. А неприличные «вежливые» редакции рассказывают драматичные истории только про оппозицию и правозащитников, как и положено кривому зеркалу.
В итоге почитать правду про жизнь обычных и необычных людей, про истинное состояние общества и настоящие духовные скрепы практически негде, кроме как на «юмористическом» агрегаторе и еще очень небольшой группе изданий.
Неслучайно решили запретить блоги и даже сборники новостей — не дай Бог люди узнают что-то, не вписывающееся в общепринятый позитивный уринопатриотизм.Веселые маленькие сайты стали порою даже лучше рассказывать о жизни страны и стран, чем новости так называемых серьёзных изданий.
Серьёзным российским изданиям сегодня всё либо не формат, либо цензура, либо всё равно. Нужна постоянная плашка «безумие», чтобы хоть как-то прорвать пелену из «ничего не происходит».
А происходит весьма интересная жизнь. Школьница покончила жизнь самоубийством из-за обвинений в краже стельки из сапога. В Оренбуржье мужчина поджёг себя, чтобы не копать грядки.
Было сухое сообщение «сотрудник Почты погиб в аварии», а в деталях выяснилось, что трое почтальонов ехали себе на своем грузовичке, внезапно грузовик посреди трассы загорелся, почтальоны запаниковали, выбежали на дорогу и были сбиты. Новость превратилась в драму: «Сотрудников Почты России, вышедших из внезапно загоревшегося ЗИЛа, сбила машина». В деталях бог и красота.
Интересует ли кого-то жизнь регионов России, кроме меня? Жизнь обычных людей? Что их беспокоит, как у них то и дело разливается говно из разрушенных временем и коррупцией канализаций, как разворачиваются драмы из-за картошки или тысячи рублей?
Сегодня больше чем когда-либо журналистика превратилась в беспощадный и бессмысленный рерайтинг: крупнейшие редакции сидят и тупо переписывают новости с информагентств, а иногда и просто с соцсетей.
Разница между маленьким агрегатором и глыбой новостников зачастую только в том, что у меня на Breaking Mad новости действительно важные, а у «серьёзных» изданий — бездушная отработка и херня. Кто-то должен сортировать и подсвечивать интересные сообщения в этом информационном контейнере.
Залина Маршенкулова
Мониторить, собирать и облачать все в драматичные заголовки не такая уж и ерунда, как может показаться. Я копаюсь в информационном мусоре во имя просвещения и красоты. Жучок на страже прекрасного.
Но дело обстоит ещё хуже. В последнее время наша так называемая серьёзная и «вежливая» пресса что-то стала часто публиковать какие-то немыслимые истории типа «мертвая бабушка послала внучке селфи с того света» и даже срываться на фейки. И это без учета откровенно постыдных набросов вроде того, что был на Первом канале.
Впрочем, не могу не порадоваться тому, что брекинмэдовский мем «и умер» пошел в народ и во взрослые СМИ.
Всё это — последние звоночки глубокого застоя и того, что «юмористические» сайтики-агрегаторы могут остаться единственным оплотом истины и адекватного отображения реальности. Мне приходят письма с вопросами «Неужели все это правда?», а «Первый мистический», боюсь, никто ни о чем не спрашивает. «Тёщин язык» и «Периодическое страдание» как последний оплот свободы и прав человека. Такая вот ирония судьбы.
Написала и умерла, Залина Маршенкулова, TJournal
© TJournal