Гены неандертальцев могут помешать некоторым людям эффективно усваивать лекарства

14.07.2022, 11:59
Ученые обнаружили, что присутствие генов неандертальцев в геноме современного человека может фактически поставить под угрозу способность некоторых людей безопасно усваивать распространенные лекарства.
Виталий Маршак

Некоторые люди — немного неандертальцы

В новом исследовании, опубликованном в The Pharmacogenomics Journal, ученые из Институт эволюционной антропологии общества Макса Планка выяснили, что два варианта гена неандертальца снижают активность ключевых ферментов, которые метаболизируют ряд различных лекарств.

Гены неандертальцев

CYP2C9 — это ген, кодирующий цитохром P450, который в свою очередь отвечает за выведение лекарств из организма. Самая распространенная форма CYP2C9 — CYP2C9×1, которая входит в геном около 88% современных европейцев.

Остальные 12% несут аллель CYP2C9×2, который отличается от CYP2C9×1 одним нуклеотидом, но примерно на 70% менее эффективен в расщеплении некоторых лекарств. Ген CYP2C9×2 достался этим людям от неандертальцев.

По мнению авторов исследования, носители CYP2C9×2 классифицируются как «медленные метаболизаторы» и поэтому могут нуждаться в более низких дозах некоторых фармацевтических препаратов. К ним относятся разжижающий кровь варфарин или противоэпилептический препарат фенитоин.

Помимо этого, люди с CYP2C9×2 также часто имеют особую форму гена фермента CYP2C8 — CYP2C8×3 –, который играет ключевую роль в метаболизме противовоспалительных препаратов, таких как ибупрофен, а также химиотерапевтических агентов и статинов, снижающих уровень холестерина.

По словам исследователей, этот обмен генами между неандертальцами и люди начался 60 тысяч лет назад, но только благодаря недавнему появлению современных фармацевтических препаратов последствия этого процесса стали очевидными.