Где у корабля тормоза? Вы удивитесь, но...

01.09.2022, 08:12
У кораблей и катеров нет тормозов. Несмотря на это, у судоводителей есть четыре способа остановиться. Какие из них вам знакомы?
Рома Назаров
Где у корабля тормоза? Вы удивитесь, но...
Photo by Maximilian Weisbecker on Unsplash

Тормозить в привычном смысле ни катера и лодки, ни большие корабли не умеют, поскольку они движутся в жидкой среде.

Поэтому судоводители — капитаны и рулевые — используют другие способы. Часть из них, в свою очередь, не могут применяться на суше.

Рулевому приходится также учитывать, что на любой корабль, даже моторный, сильно влияет ветер и течение. В одних ситуациях они помогают остановиться, а в других, наоборот, мешают.

Универсальный способ — инерция

Вода создаёт сопротивление движению корабля, поэтому если выключить двигатель или обезветрить паруса, он постепенно замедлится. Правда, полной остановки ждать приходится очень долго, поэтому обычно рулевой сбрасывает скорость таким образом, а потом пользуется одним из следующих способов.

Гребные лодки

Если вёсла окунуть в воду на скорости и упереться в них, удерживая поперёк потока, лодка быстро замедлится. Сделайте один гребок в обратную движению сторону, и она остановится совсем.

Моторные суда

Моторные суда движутся вперёд за счёт тяги винта. А если пустить винты работать в обратную сторону? При этом реактивная струя направляется вперёд. Корабль не тормозит в строгом смысле слова, а замедляется до полной остановки. Если рулевой в этот момент не выключит задний ход, корабль начнёт пятиться кормой вперёд.

Правда, у этой техники есть недостаток — рули перестают работать как надо. Именно поэтому «Титаник» не смог избежать айсберга. Его рулевой положил рули набок и тут же, не подумав здраво, перевёл машины на задний ход. Это свело на нет эффект от первого действия.

Надувная лодка Photo by Daniel Salcius on Unsplash
Винты кораблей и катеров, не считая самых маленьких, могут работать на задний ход. Заднюю передачу используют и для того, чтобы затормозить.

Парусники

У яхтсменов собственный способ. Когда надо резко остановить лодку, можно заставить паруса работать в обратную сторону. Правда, такое возможно не всегда — например, так не получится сделать, если ветер попутный.

Поэтому для остановки парусную лодку обычно разворачивают носом против ветра или кладут в дрейф, то есть ставят одним бортом к ветру. Паруса настраивают так, чтобы они потихоньку двигали лодку то слегка вперёд, то слегка назад.

А вы любите лодки? С какими необычными ситуациями вы сталкивались на воде?

©  Популярная Механика