Время завершать или строить ИТ-карьеру?

По мнению аналитиков Gartner, 2009-2010 годы окажутся для многих ИТ-специалистов переломными, ведь им предстоит решить, стоит ли дальше строить свою карьеру в сфере информационных технологий.

Поскольку компании начали готовиться к дальнейшему росту, многие из них оказались на перепутье - идти ли по проторенной дорожке или отправиться в другом направлении? Второй вариант наиболее оптимален, потому что в таком случае появится возможность критически оценить свою деятельность и решить, что в данной ситуации будет разумней - идти тем же курсом или прокладывать новый.

Эксперты Gartner предложили 11 вариантов решений, на которые нужно обратить внимание в первую очередь. Рекомендации были выработаны на основании результатов различных исследований, в которых приняли участие несколько сотен респондентов.

Решение 1 - как соотнести модернизацию ИТ-инфраструктуры и "облачных вычислений"?

Кардинальный подход: вкладывайте средства в модернизацию инфраструктуры только после того, как вы выработаете стратегию применения "облачных вычислений". В Gartner считают, что если грамотно разъяснить руководству о необходимости модернизации не только инфраструктуры и процессов, а взять в расчет применение в будущем "облачных вычислений", то когда эта технология будет официально внедрена, начальству уже не будет казаться, что они переплачивают за модернизацию втридорога.

Решение 2 - как значительно улучшить формирование бюджета?

Кардинальный подход: замените существующие методы формирования бюджета на принципы финансового планирования "с нуля", где каждое проектное требование обозначается следующим образом: название проекта, руководитель подразделения компании, разовые расходы на внедрение проекта (оперативные и капитальные расходы), периодические ежегодные затраты и подпись руководителя предприятия.

Решение 3 - как стать CEO ИТ-департамента?

Кардинальный подход: наймите руководителя финансовой службы ИТ-департамента, обучите сотрудников техникам обсуждения условий контракта и утвердите для вендоров перечень необходимых подписей и организаций для согласований. Многие десятилетия организации предоставляли ИТ-сотрудникам возможность проводить переговоры относительно закупок дорогостоящего аппаратного и программного обеспечения и заключения сервисных контрактов, даже если сотрудники никогда этому не обучались. Компания Gartner уже давно рекомендует нанять на работу в ИТ-отдел финансиста, а также проводить обучение "айтишников", участвующих в переговорах, и ужесточить контроль над несанкционированными покупками.

Решение 4 - какую ИТ-информацию следует предоставлять руководству?

Кардинальный подход: незамедлительно решайте все сложные задачи отдела материально-технического обеспечения и финансового департамента. Те, кто представляет руководителям контракты на подпись, должны ручаться, что все предельно прозрачно и понятно. Начальник, которого просят подписать контракт, сможет решить, ставить свою подпись или нет, зная, что этот документ не прошел суровый процесс конкурентных торгов или сравнения цен, преобладающих на рынке.

Решение 5 - когда "айтишникам"-практикам следует уходить из ИТ-отдела?

Кардинальный подход: сообщайте, когда ключевые ИТ-сотрудники, желающие стать CIO, собираются уйти.
Исследование Gartner показало, что новоиспеченные CIO из компаний, входящих в рейтинг "Forbes Global 2000", скорее работали руководителями департаментов и отделов, а не просто занимались ИТ-деятельностью. ИТ-руководителям необходимо самим решать, когда поощрить желание сотрудника, мечтающего о карьере CIO, уйти из отдела, чтобы он мог продолжить строить свою карьеру уже на более широком уровне.

Решение 6 - чему следует оказывать поддержку: сокращению расходов или росту бизнеса?

Кардинальный подход: подумайте, как одновременно можно направить усилия и на сокращение расходов, и на расширение бизнеса. Поскольку уровни глобализации продолжают расти, одна из самых сложных организационных задач для ИТ на все последующее десятилетие состоит в том, как одновременно поддерживать и положительные, и отрицательные темпы прироста.

Решение 7 - действующие CIO: какие структуры ИТ-организации работают эффективнее всего?

Кардинальный подход: перестаньте связывать модули поддержки по схеме T-1-2-3. Если все оставить, как есть, то подобные структуры будут по-прежнему мешать достижению отличных результатов в новых проектах, потому что разработчикам придется разбираться с возникающими время от времени проблемами. Вместо этого за техническое обслуживание должна отвечать отдельная группа сотрудников.

Решение 8 - надо ли новым CIO отказываться от существующих структур ИТ-организации?

Кардинальный подход: отделите ИТ-операции от функций самого ИТ-отдела. CEO с большей охотой берут на работу CIO, имеющих опыт работы в области коммерции и управления, чтобы помочь ИТ-департаментам идти в ногу с бизнесом. До того, как по мере роста бизнеса начнет увеличиваться объем работ по ИТ-проектам, новые CIO должны решить, смогут ли традиционные организационные ИТ-структуры по максимуму задействовать свои деловые качества.

Решение 9 - какой тип ИТ-инноваций проводить?

Кардинальный подход: определите, к какому типу новаторов будут принадлежать ваши ИТ -группы. Руководителям предстоит решить, хотят ли они дать ИТ-сотрудникам право по собственной инициативе определять и выдвигать бизнес-задачи и предлагать какой-то инновационный подход для их решения.

Решение 10 - как следует расставлять приоритеты новых инновационных целей своей ИТ-группы?

Кардинальный подход: информируйте руководство о том, куда вы собираетесь направить инновационные усилия ИТ-группы. Те CIO, которые ставят перед собой цели оказать наиболее полное и благоприятное влияние на бизнес во время периода подготовки к росту, должны направлять дополнительные средства в те фазы цикла развития бизнеса, где ИТ-отдел был и продолжает оставаться наиболее безучастным.

Решение 11 - можно ли реализовать "сверхсложные" задачи ИТ-отдела к 2013 году?

Кардинальный подход: решайте только одну "сверхсложную" ИТ-задачу. Аналитики Gartner советуют компаниям финансировать исследования относительно усовершенствования или решения только одной важной задачи предприятия для того, чтобы воздействие было максимально полезным.

©  @Astera