Фотограф тайно пробрался в заброшенный ангар Байконура и снял разворованный Буран
В апреле 2018 года тридцатилетний французский фотограф Йонк побывал на космодроме Байконур, где пробрался в один из ангаров, в котором находились на вечной стоянке два советских космических челнока Буран. Йонк — это urban explorer, человек, который посещает заброшенные места и делает там снимки.
Если кто не знал, 15 ноября 1988 года первый шаттл в Советском Союзе Буран стартовал с космодрома Байконур в Казахстане. После распада СССР программа запуска была приостановлена, а затем, в 1993 году, отменена Борисом Ельциным.
Вот, что осталось от советских разработок.
Как фотограф вообще попал в закрытый ангар
Проблема в том, что часть Байконура еще функционирует. Ей пользуются российские власти. Так что попасть на территорию заброшенного ангара оказалось проблематично.
Чтобы добраться туда, Йонк и трое его друзей вылетели в соседний город Кызылорду и совершили четырехчасовую поездку на автобусе в небольшой город Торетам.
Там они нашли местного жителя, готового высадить их на обочине шоссе ночью, примерно в 20 километрах от Байконура. Затем им предстояла 7-часовая пешая прогулка по степям с одними только фонариками.
Йонк — ветеран своего дела, по прикидкам, он сфотографировал около 1500 заброшенных мест по всему миру
Йонк и компания прибыли в ангар около 2 часов ночи и заметили, что там нет охраны. Забравшись через незапертое окно, они начали искать шаттлы в темном здании.
Увидеть его заброшенным в темное время суток — вот, что я никогда не забуду.
— Йонк
Они также проникли в близлежащий ангар, где находился прототип старой ракеты Энергия-М, использовавшейся для запуска Бурана в космос.
Для того, чтобы избежать патрулей, один из участников сидел в дозоре на крыше. Как только приходил сотрудник службы безопасности, дозорный сообщал об этом по рации.
В течение следующих двух дней ребята фотографировали содержимое ангара. Удивительно, но шаттлы хорошо сохранились.
Встречайте. Советский шаттл Буран
«Птичка» — один из трех оставшихся советских космических шаттлов Буран
Сегодня сохранились три версии Бурана. Один из них, полномасштабная испытательная модель, экспонируется в музее космодрома Байконур. Два других, включая шаттл, который должен был выполнить второй полет, гниют в заброшенном ангаре.
Проблема в том, что часть Байконура еще функционирует. Ей пользуются российские власти. Так что попасть на территорию заброшенного ангара оказалось проблематично.
На этой фотографии, снятой из ангара Энергия-М, изображен заброшенный ангар с двумя челноками Буран
Когда-то ангар искусственно поддерживал высокое атмосферное давление, чтобы не допустить попадания пыли, но эти системы давно вышли из строя. Теперь шаттлы покрыты грязью и птичьим пометом, разбиты керамические плиты и окна.
Некоторая часть оборудования утрачена — возможно, его забрали для сохранения редкоземельных металлов. Либо просто разворовали.
Обладая поразительным сходством в дизайне с космическим челноком НАСА, Буран был задуман как будущее советской космической программы
За многие годы в ангар пробралось большое количество воров, которые разобрали ценные металлы и электронику
Задний челнок Буря должен был стать действующим прототипом, а передний Байкал — испытательным макетом
Несмотря на то, что некоторые части космодрома заброшены, Байконур по-прежнему остается активным портом.
Российская космическая программа арендует этот участок у Казахстана примерно за $115 млн в год. И пользуется им по сей день.
Ангар заполнен заброшенными советскими технологиями, книгами и литературой
Когда-то Бураны были гордостью страны, а теперь о них совсем позабыли
Челноки по-прежнему окружены пневматическими платформами, которые позволяли работникам работать без повреждения керамической плитки. Корпус шаттлов уже давно разваливается, находиться внутри может быть опасно для жизни. Однако любопытно то, что обшивка сохранилась неплохо до сегодняшнего дня.
К слову, настоящий Буран, летавший в космос, был полностью разрушен 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса космодрома. Под завалами погибли 8 рабочих, ремонтировавших крышу.
Бураны больше не принадлежат российскому правительству — они перешли в собственность российско-казахстанской компании
Останки Бурана распилили работники космодрома на части и сдали на металлолом.
Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А) — это «изделие 1.02», второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У него было и собственное название: «Буря». Он было готов к запуску на 95%.
Как и шаттлы Буран, прототип ракеты Энергия-М уже долгие годы разлагается в заброшенном ангаре
С верхнего этажа ангара Бурана вы можете увидеть высокий ангар с прототипом ракеты Энергия-М
В конце своего двухдневного пребывания Йонк с друзьями отправились обратно через скалистую степь, чтобы встретиться со своим водителем в заранее оговоренном месте на шоссе. Через шесть дней после отъезда из родного Парижа он вернулся с фотографиями. Они обозначили кульминацию его урбанистической карьеры.
Очень жаль, что проект российских челноков прикрыли. Хотя он и не выстрельнул в США, перспектив было много. Сейчас же нам остаётся только смотреть на фотографии старых ракет. Главное, чтобы время не превратило их в пыль. [Wired]