Фото дня: «Джеймс Уэбб» запечатлел звездную колыбель

Новый снимок «Джеймса Уэбба». Фото: ESA/Webb, NASA, CSA, T. Ray (Dublin Institute for Advanced Studies)

Европейское космическое агентство опубликовало новый снимок телескопа «Джеймс Уэбб». На нем виднеется объект Хербига — Аро 211 (HH 211),  расположенный на расстоянии 1000 световых лет от Земли.

Объекты Хербига — Аро — это небольшие участки туманностей, связанные с молодыми звездами. Они образуются, когда газ, выброшенный этими звездами, вступает во взаимодействие с близлежащими облаками газа и пыли. Все это происходит на феноменальных скоростях. Они могут достигать сотни километров в секунду.

На захватывающем изображении HH 211 видно истечение протозвезды класса 0. Ученые называют эту звезду «аналогом нашего Солнца в детстве». Ее свойства похожи на те, что были у главной звезды Солнечной системы, когда ей было всего пару десятков тысяч лет и ее масса была в разы меньше.

Фото сделано с помощью инфракрасных приборов телескопа. На нем видна серия ударных волн (внизу слева и вверху справа), а также узкая биполярная струя, которая их питает. «Джеймс Уэбб» показывает эту сцену с беспрецедентной детализацией — пространственное разрешение примерно в 5–10 раз выше, чем на любых предыдущих изображениях HH 211.

Видно, что внутренняя струя «колеблется» с зеркальной симметрией по обе стороны от центральной протозвезды. Это согласуется с наблюдениями в меньших масштабах и предполагает, что протозвезда на самом деле может быть несформировавшейся двойной звездой.

Посмотрите, какие еще космические явления ученые изучили с помощью мощнейшего телескопа современности: