Форма круче содержания: каким был дизайн до айфона
Десять и даже пять лет тому назад существовали форм-факторы телефонов, которым до сих пор трудно придумать название. Это сейчас всё пути сошлись на моноблоке, а тогда дизайнерская мысль била неиссякаемым фонтаном, рождая то шедевры, то ужасных монстров. Слайдеры, флипы, ротаторы, стики — доходило до того, что в угоду дизайну телефоны полностью лишались удобства и функциональности. Давайте вспомним самые невероятные творения дизайнерского гения и тех гадких утят, которым так и не суждено было стать прекрасными лебедями.
Сразу оговоримся, что эта подборка — не ТОП-10 самых странных гаджетов в истории, а, скорее, дань уважения тем временам, когда пользователя старались впечатлить не мощью «начинки», а уникальностью форм. Сегодня дизайн устройств сводится к более или менее удачной перетасовке пары десятков повторяющихся элементов, а тогда их внешний вид часто создавался с нуля. Дизайнеры и производители были отважными дерзкими первопроходцами, и в этой подборке «безумству храбрых поём мы славу» — ведь ошибок ими совершалось немало.
Итак, год 2003-ий. На ниве телефоностроения процветает компания Siemens Mobile. Год назад она взялась за разработку телефона-аксессуара для стиляг и модников — в планах захват премиум-сегмента, и специалисты компании должны создать дизайн потенциально культового гаджета. Наконец, в начале 2003-го года в продажу поступает не один, а целых четыре смартфона из линейки Xelibri, и эта первая коллекция (именно «коллекция», по аналогии с продукцией модных домов) под названием Space on Earth с треском проваливается на рынке. Телефоны оказались слишком дорогими и малофункциональными даже для своего времени.
Однако Siemens не отступила. Поручив дальнейшую работу над дизайном сторонней компании IDEO, в том же году она выпустила вторую коллекцию из четырёх… ещё более несуразных гаджетов. Fashion Extravaganza ждала та же судьба, что и первую коллекцию — «модную экстраваганзность» мало кто оценил. В итоге, потратив миллионы евро на рекламу и продав не более 70 тысяч аппаратов из обеих коллекций, Siemens в 2004-м году закрыла проект. Чтобы оценить масштабы фиаско, достаточно знать, что всего за 2004-й год Siemens продала 42,3 миллионов телефонов по всему миру.
В том же 2003-м году необычный имиджевый смартфон выпустила и Nokia. Это был похожий на томагочи «лепесток» Nokia 7600, тоже, кстати, предназначенный для модной молодёжи. Но разработку ждала более удачная судьба, ведь смартфон не был технологической пустышкой и имел в активах надёжную платформу Nokia Series 40, цветной дисплей, 0,3-мегапиксельную камеру и 29 МБ памяти, работал в сетях 2G и 3G и поддерживал потоковое воспроизведение аудио и видео.
На тот момент Nokia была лидером рынка и могла позволить себе любые эксперименты. И следом за «лепестком» выходят телефон Nokia 6800 с необычным клавиатурным блоком, совмещающим обычную 12-ти кнопочную клавиатуру с QWERTY, и легендарный телефон-консоль Nokia N-Gage. Необычная форма, оригинальная компоновка элементов управления и мощная «начинка» сделали N-Gage очень популярным среди геймеров. Это была удача.
В 2004 году финская компания снова соригинальничала, на сей раз выпустив телефон в форм-факторе тубуса — Nokia 7280. Внешне он напоминал губную помаду и, в общем-то, был сравним с ней по функциональности. Клавиатуры у телефона не было, ввод данных и управление интерфейсом осуществлялись с помощью сенсорного кольца, как в iPod Classic. За Nokia 7280 последовал Nokia 7380: внешне они были похожи, но в отделке новой модели использовались кожа, металл и керамика, а дисплей был зеркальным. Конечно, гламур требует жертв, но в таком форм-факторе они становились чрезмерными — поклонников и даже поклонниц у телефонов-тюбиков оказалось явно недостаточно для того, чтобы развивать направление дальше.
Nokia отметилась в 2004-м году ещё и телефоном Nokia 9500, который открывался, словно книга, и был оснащён двумя экранами — маленьким снаружи и большим внутри. А продолжающая эксперименты Siemens в том году выпустила поворотный телефон-распятие Siemens SK65.
С 2003-го по 2005-й годы китайская компания Haier с последовательностью, достойной лучшего применения, представила три телефона в форм-факторе стика. Плоды противоестественного союза телефона, шариковой ручки и электронного градусника назывались Haier PenPhone P5, P6 и P7. Экраны на их узких вытянутых корпусах почему-то поддерживали горизонтальную ориентацию — представьте, насколько это было удобно.
Однако, если Haier PenPhone лишь напоминал ручку (или по крайней мере должен был напоминать), то Siemens PenPhone 2004-го года выпуска был ею в самом прямом смысле. Только крошечный экран, джойстик и перо на конце — как набрать номер или SMS, спросите вы? Написать их. Телефон поддерживал систему распознавания рукописного ввода. Вот уж поистине эталон дизайнерской смелости… или безумия!
В 2005-м году тандем Samsung и Bang&Olufsen породил несуразное создание под названием Serene. Устройство позиционировалось, как телефон для успешных деловых мужчин, но выглядело, как женская пудреница. Или мужская, что было ещё хуже. Не помогли ни автоматический механизм открывания, ни один из лучших дисплеев, которые были на то время у Samsung — «пудреницу» ждал полный провал. На её фоне Samsung SGH-Z130 с поворотным экраном, вышедший в том же году, смотрелся куда мужественнее.
В 2005-м году поэкспериментировать с форм-факторами решила и компания HTC, которая выпустила коммуникатор-трансформер HTC Universal с QWERTY клавиатурой. Его экран мог не только открываться, но и поворачиваться вокруг своей оси, фиксируясь под любым углом к клавиатуре, а сама клавиатура была достаточно большой, чтобы с комфортом печатать на ней объёмные тексты. Даже спустя десять лет можно встретить поклонников этого гаджета, искренне недоумевающих, почему это направление разработок оказалось заброшенным.
В начале 2006-го года вышел телефон с поворотной клавиатурой Nokia 3250, ставший прародителем сверхпопулярного Nokia 5700 Xpress Music. А через пару месяцев подоспела «раскладушка» с поворотным экраном Nokia N93. Телефоны в таком форм-факторе до него выпускались и LG, и самой Nokia, но отметить хочется именно этот девайс. Он предоставил пользователям одну из лучших на тот момент камер с оптикой Carl Zeiss Vario-Tessar, разрешением 3,2 мегапикселя и возможностью трёхкратного оптического увеличения.
Следующее после несчастной «пудреницы» совместное творение Samsung и Bang&Olufsen, вышедшее в 2007-м году, оказалось куда гармоничнее: дизайн Serenata остался вычурным, но теперь он вполне соответствовал характеристикам и предназначению устройства. Это был музыкальный слайдер с 4 ГБ памяти, встроенной акустической системой и сенсорным экраном.
Не все дизайнерские опыты заканчивались провалом, даже если в дальнейшем форм-фактор и оказывался забыт. Компания Motorola ещё в 2001-м году представила первый в мире ротатор, однако тогда, обогнав своё время, он был воспринят холодно. Но спустя семь лет, в 2008-м году на рынок вышел ротатор Motorola Aura и стал культовым. Тот, кто держал этот телефон в руках, навсегда запомнил звонкий щелчок, который раздавался, когда поворотная крышка оказывалась наверху. Элегантный стальной корпус, сапфировое стекло, уникальный круглый дисплей, который в то время умела делать только компания Sharp — Aura до сих пор смотрится великолепно и за восемь лет, прошедшие с момента своего выхода, почти не потеряла в цене.
Но вернёмся к неудачникам. Тот же 2008-й год. Выходит Toshiba G450 — компактный телефон-модем и MP3-плеер в оригинальном корпусе. Но почему-то лишь со 160 МБ памяти (даже в абсолютно имиджевой Aura было 2 ГБ). А круглый монохромный дисплей и кнопки, расположенные ещё в двух кругах, сделали его похожим на массажную насадку и малопригодным для использования по назначению.
В 2009-м году на рынок выходит квадратный Nokia Twist. По сути, слайдер — две его части скользят относительно друг друга — только открывающийся, как веер. Twist предлагал пользователю компактный корпус, большой экран и QWERTY-клавиатуру, и очень приглянулся компании Motorola. Настолько, что через год они выпустили его более продвинутую копию под названием Motorola Flipout. Вот только по какой-то причине пользователи смелую квадратную идею не оценили — обе модели не снискали популярности.
Следующий, 2011-ый год, запомнился выходом горизонтального слайдера Sony Ericsson Xperia Play. Продукт был предназначен для геймеров и имел массу достоинств, но обидно опоздал: мир уже уверенно захватывали сенсорные моноблоки, и слайдер с игрокнопками не «выстрелил».
Пожалуй, тот год можно назвать концом эпохи экспериментов. А может, всё закончилось ещё в 2007-ом, когда вышел первый iPhone, и все вольно или невольно потянулись за баснословным успехом его простоты. Но, так или иначе, похоже, что эволюция сделала свой выбор в пользу моноблока — ведь, судя по магазинным полкам, остальные форм-факторы просто напросто вымерли. Человеку, десять лет назад не интересовавшемуся гаджетами, все эти тюбики, пудреницы, ручки и даже слайдеры с ротаторами сегодня покажутся забавными и непонятными артефактами, а никак не устройствами на пике дизайнерской мысли, какими считались в своё время…
Однако мода — явление циклическое. Вышедший недавно BlackBerry Priv смотрится свежо и оригинально, но мы-то с вами понимаем, что это всего лишь старый добрый слайдер с актуальной «начинкой». И кто знает, быть может, через пару лет довольные пользователи будут щеголять смартфонами-прищепками и смартфонами-ручками?
Но вишенкой на торте в нашей экскурсии пусть станет не возвращение к забытому старому, а нечто новое, доказывающее, что не все согласны идти торной тропой. Например, смартфон 2013-го года — Docomo N-05E Medias W в виде книжки из двух сенсорных экранов.
Автор текста: Михаил Степанов
Источник: 4pda.ru
© 4PDA